В предыдущих статьях (см. ссылки в конце статьи) мы разбирали первые 10 стихов 50 Псалма Давида (по синод. переводу) и говорили о важности не просто покаяния, но и смирения перед Господом, и восстановления радости спасения. В этой статье мы продолжим разбор этого Псалма, но давайте ещё раз прочитаем десятый стих:
«Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные» (Псалом 50:10).
Этот потрясающий стих говорит о том, насколько мы зависим от нашего Небесного Отца, от Иешуа, от Руах аКодеш. И даже если Он наказывал нас, чтобы спасти, даже если Он сокрушал нас, чтобы вывести из тесноты и вырвать из ямы, то конечно же, Он приготовил не просто поверхностное прощение, но сильнейшее, глубокое восстановление, в котором мы можем снова в полной мере испытывать ту радость, которая царит в Небесном Иерушалайме, которую Он посылает во все сердца, очищенные и открытые для Его благодати. Только дай Бог нам услышать эту радость и пережить веселье, которое начинает расцветать в нашем сердце, когда мы воистину капитулируем перед Ним.
Дерзновенная просьба Давида
«Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои» (Псалом 50:11).
Давид понимает, что, пока Бог будет смотреть на его грехи, сам Давид не сможет отвернуться от угнетающей и давящей памяти о них. И хотя грех его точно прощён и покрыт (хотя, чем покрыт - это уже большой вопрос!), но он хочет большего.
Когда я читаю эти псалмы Давида, связанные с невероятной милостью Божьей, прощением, покрытием его смертных грехов, для которых не было, согласно Синайскому Завету, никакого жертвоприношения, я просто удивляюсь его дерзновению. Ему мало прощения! Он серьёзно настаивает на том, чтобы грехи были стёрты, чтобы Бог отвернулся и больше не вспоминал о них. Хотя это же ещё не новый завет, ещё не принесена абсолютная и совершенная жертва Машиаха, Сына Давида по плоти.
Но Давид не успокаивается на полумере. Он жаждет полноты восстановления и искупления. Он не хочет влачить существование прощённого грешника, которому забыты его грехи. Он хочет снова наполниться радостью спасения и ликовать. Это невероятное дерзновение! Иной раз, перечитывая это, я терялся. Какое-то религиозное чувство во мне поднималось и подталкивало меня к тому, чтобы сказать: «Ну ты, Давид! Ну ты перебрал! Ну будь доволен тем, что уже состоялось».
Важно понимать, что даже малые грехи в ветхозаветные времена не полностью стирались, а покрывались кровью жертвенных животных. А Давид доходит до такой уверенности в Божьем милосердии, что настаивает на том, чтобы его смертные грехи были стёрты. А это уже привилегия нового завета. В этом смысле этот Псалом можно рассматривать как предчувствие и предзнаменование нового завета, который начат с совершенной жертвы Иешуа и Его пресвятой крови, которая начисто стирает все грехи, отданные на Голгофу в покаянии.
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Псалом 50:12).
Эти слова цитировались многими великими мужами и жёнами Божьими на протяжении последующих трёх тысяч лет. Это святой вопль о том, чтобы Господь не только простил, не только избавил от вины, не только не напоминал об этих преступлениях, не только стёр эти беззакония из книги, где записываются все деяния людей, но чтобы Он сотворил новое сердце. Это вопль о новозаветном рождении свыше. Это мольба о том, чтобы не просто что-то улучшилось, не просто старое, больное, ущербное сердце было подлатано и подчищено, но чтобы Бог сотворил новое сердце. Опять таки складывается ощущение, что в своём страдании Давид видит то рождение свыше, которое стало возможным только после Голгофы, смерти и воскресения из мёртвых нашего Машиаха и Господа.
«Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Псалом 50:13-14).
Это одно из редких мест Писания, где в ортодоксальном раввинистическом переводе говорится не «Дух Святости», а «Дух Святой»: «Не отвергай меня, Духа Твоего Святого не забирай от меня». И это невероятно! Этой молитвой Давид говорит, что практически всё это время Дух Святой каким-то образом оставался с ним. Можно дискутировать, где обитал Дух Святой - в какой области души Давида. Но так или иначе Дух Святой был заблокирован или, можно сказать, угашен грехами Давида и его достаточно долгим процессом нераскаяния. Тем не менее сокрушение костей было как раз произведено Духом Святым. Он обличал Давида в его совести и давал ему увидеть всю глубину его падения.
Почему же он теперь молится, чтобы Бог не забрал Духа Своего Святого? Возможно, потому что он видел, как от Саула отошёл Дух Божий. Давид видел, что, когда Дух Божий отходит, то его обязательно замещает дух демонический. И конечно же, Давид видел последствия этого. Он страстно не желал подобного.
«Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Псалом 50:15).
И здесь мы видим переход к тому, что Давид будет делать не только с прощением, но и с тем реальным великим восстановлением и обновлением в духе, с изглаживанием его грехов и с тем, что он в радости и весельи будет славить Бога. Он будет делать это не просто для себя. Он понимает, что Бог не снял его с позиции служителя, но желает, чтобы он продолжал своё великое служение, в котором было много составляющих. Это было служение и царя, и полководца, и устроителя и объединителя Божьего народа, и великого пророка, и великого псалмопевца-прославителя. А также в этом служении есть грань учителя, наставника всех, кто желает слушать, и даже тех, кто не желает.
Но теперь, после глубокой тшувы, прощения и обновления, это будет служение на совершенно новом уровне и в новой глубине. Это будет служение человека, который испытал глубины падения, понял, кто он сам по себе. Как писали древние учителя Церкви: «Тот, кто познал себя, блаженнее тех, которые увидели ангелов». Давид познал себя. И теперь он мог на совершенно новом уровне наставлять преступников, грешников, беззаконных, при этом не свысока осуждая их, а переживая их боль и бессилие, как он переживает свои. Это невероятно ценный опыт, в котором нуждаются практически все пастыря.
«Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» (Псалом 50:16-17).
Это невероятная молитва благодати! Давид молится, взывает к Богу, восхваляет Его, и вместе с тем он понимает, что этого ещё недостаточно. Он осознаёт, что это происходит в Духе Святом, но он хочет, чтобы произошёл настоящий прорыв, чтобы Господь заново открыл его уста, чтобы он с новым сотворённым заново сердцем мог воспеть Богу новую песнь, и он жаждет этого. Давид не останавливается на том уровне прощения и восстановления, которые, Он знает, Бог уже даёт, но он говорит: «Боже, без тебя я не смогу по-настоящему восхвалить Тебя».
Борис Грисенко, раввин КЕМО
Источник: КЕМ
Предыдущие части:
[1] «Псалом 50:6: Не гордись своей духовной крепостью»
[2] «Псалом 50:7: Первородный грех в иудаизме и в новом завете»
[3] «Псалом 50:9-10: Дух смерти угашает радость спасения»