23 июня. Захват самолета «Эль-Аль»
23 июля 1968 года трое боевиков Народного фронта освобождения Палестины. впервые захватили «Боинг-707» израильской авиакомпании «Эль-Аль»,следовавший из Рима в Тель-Авив.
Самолет посадили в Алжире и продержали вместе с заложниками несколько недель. Правительство Алжира потворствовало террористам. Лишь 39 дней спустя под давлением США и других стран заложники были освобождены. Такого позора Израиль еще не испытывал.
Меры последовали. При «Эль-Аль» срочно создали службу безопасности, куда набрали бывших спецназовцев, в основном из спецподразделения Генштаба «Саерет маткаль».
Об этих «коммандос» ходит много легенд, Их функции — глубокая разведка и диверсионные операции на вражеской территории как в военное, так и в мирное время. Принимают только добровольцев. Требования к физическому и интеллектуальному уровню высочайшие. Это элита из элит: здесь сумасшедшие тренировки и фантастические операции. Однако даже бывших маткалевцев пришлось учить.
— Мы совершенно не умели, например, пользоваться пистолетами,— рассказывал один из них, Мордехай Рахамим.— Зачем они в армии? Но у нас был гениальный учитель.
«Гениальный учитель»— Дэйв Беккерман, репатриант из США, ветеран спецподразделений ФБР, виртуозно владел всеми видами оружия и приемами боя. Вскоре обученные им спецназовцы стали под видом пассажиров летать в самолетах «Эль-Аль» (впервые в мире), хотя оружия поначалу им не давали согласно правил Международной ассоциации гражданской авиации.
— У нас были газовые пистолеты, — говорил Рахамим,— коротенькие дубинки, и еще Дэйв придумал держать в платке, торчащем из нагрудного карманчика пиджака, песок. Чтоб в случае чего сыпануть им в глаза противнику — хоть какое-то преимущество.
Насколько это несерьезно, выяснилось через полгода после первого захвата. 26 декабря «герои» НФОП напали на самолет «Эль-Аль» в Афинах. Погибли две стюардессы и пассажир. Песочек Дэйва не сработал против калашниковых.
В Афины боевики прибыли из Бейрута, туда же и вернулись. Через два дня штурмовая группа «Саерет маткаль», в форме и с оружием, на двух вертолетах приземлилась в бейрутском аэропорту. Охрану разоружили и заперли, из самолетов арабских авиакомпаний вывели людей, взорвали все 15 самолетов — и улетели. А спецохранники «Эль-Аль» объявили забастовку.
— Мы пошли к начальству и сказали, что больше без оружия летать не будем, — рассказывал Мордехай Рахамим. — Нас поняли.
Им разрешили брать с собой на борт пистолеты. Но из самолета не выносить — запирать в шкафу во время посадки.