Если мы посмотрим на настоящих героев Библии, то они в своём большинстве были провокаторами. Например, Моисей. Он был провокатор. Первая его провокация не удалась: пришёл, убил египтянина, потом начал стыдить евреев, что они между собой ругаются, пришлось бежать. Человеку 40 лет. Хотел лучшего, ради еврейского народа оставил дворец фараона, а они не поняли, высмеяли, ещё и сдали. Убежал к язычникам, забыл, что он провокатор, ещё 40 лет проработал пастухом.
А когда ему стукнуло 80, Господь посмотрел и увидел, что он дозрел, и спровоцировал его горящим кустом. Многие бы прошли мимо, а Моисей нет - пошёл смотреть. А сам дошёл до конца пустыни. Поэтому у тех из нас, которые дошли до конца пустыни, есть шанс начать новый этап жизни и стать полноценными провокаторами. Господь хочет нас всех спровоцировать, чтобы мы перестали быть довольными собой, быть довольными ходом вещей и перестали сидеть там, где мы удобно устроились.
И хотя Моисей очень не хотел, он сдался Богу и принял вызов стать мощным провокатором, который бросил вызов не только фараону, но и своему еврейскому народу, богам Египта, всем бесам и своим родным и близким. Вспомните, как его брат Аарон и сестра Мирья начали над ним глумиться из-за его жены. В 80 лет начать такую жизнь - это же ужас! Но в результате мы все имеем Новый Завет, Господь имеет власть над нами, а дьявол нас потерял. И всё благодаря тому, что один престарелый провокатор решился пойти по этому пути, рискуя всем.
А сейчас будет праздник Хануки - праздник Обновления. Его история началась, когда большинство иудеев сдались греко-сирийскому царю Антиоху Епифану, которому надоели евреи. «У всех народов нормальные, красивые греческие, сирийские, египетские боги, храмы, изображения, красивая религия. А у этого народа нет красивых идолов, красивого богослужения. У них какое-то своё маргинальное служение какому-то невидимому единому Богу. Это значит, что они лучше всех? Что они вообще о себе думают? Надо их подвести под общий языческий знаменатель».
Пришёл, обманом зашёл в Иерусалим, захватил город и Храм, осквернил Храм и жертвенник - принёс свинью в жертву, и начал преследовать всех, кто поклоняется единому Богу. И большинство сдалось. Но нашёлся один старик Маттафия. У него было пять сыновей. К нему в городок пришли слуги царя и говорят: «Ты тут уважаемый человек, священник. Давай ты принесёшь в жертву поросёнка - и будет тебе почёт. Мы тебя главным поставим - деньги, радость и безопасность».
А он говорит: «Даже если все иудеи подчинятся вашему царю, я не подчинюсь». И когда один иудей пошёл и принёс свинью в жертву, он его убил. И началось восстание. Их было мало - одна семья - отец и пять сыновей. Они убежали в горы, а там начали собирать вокруг себя таких же провокаторов, которые готовы были рисковать, бросать имущество, лишь бы стоять в вере и в служении единому Богу Израиля.
Из этой маленькой кучки родилась знаменитая Маккавейская война. В конечном счёте они разгромили великие армии того времени, потому что шли на бой, твёрдо зная: если они умрут, они будут с Богом, а если они одержат победу, то Бог будет господствовать над всем Израилем.
Таких примеров Божьих провокаторов огромное количество. Например, когда все в Персидской империи поклонялись Аману, нашёлся один Мордехай, который сказал: «Я не буду ему кланяться, потому что я иудей». А «иудей» значит поклоняющийся единому Богу. И Аман решил: «Давайте всех иудеев истребим». Что из этого получилось? Праздник Пурим: Бог перевернул всё с головы на ноги, и на том дереве, на котором должны были повесить Мордехая, повесили Амана.
Господь хочет, чтобы мы были Его провокаторами в этом мире. Но важно помнить, что Божьи провокаторы не ведутся на компромиссы. Я делал серьёзные ошибки в своей жизни и притормаживал, когда Бог меня толкал на путь риска. Я понимал, что если я пойду по этому пути, то встречу очень серьёзное духовное сопротивление. А с другой стороны приходил религиозный дух и говорил мне, что я должен быть смиренным и пойти на компромисс. И если я вовремя не распознавал это, вместо прорыва на следующий уровень я откатывался назад. Потому что в духовном мире нет застоя, нет привычной нам стабильности. Она может так выглядеть, но это значит, что мы деградируем.
Раввин Борис Грисенко, КЕМО Киев
По материалам «Пасторского поста 2024»