В продолжение темы важности Божьего присутствия в нашей жизни (см. «Господь ревнует о нас» и «Дорожи Божьим присутствием») я хотел бы поговорить о времени, которое мы готовы выделить для того, чтобы побыть в Божьем присутствии. И эпиграфом к этой теме я выбрал слова из книги пророка Исаии:
«Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Исаия 55:6).
Меня на разных этапах духовной жизни волновал один вопрос. Я, вроде бы, получал ответ и удовлетворялся на какое-то время, а потом снова возвращался к этому и снова задавался вопросом. Почему всё-таки взрослое еврейское поколение, вышедшее из Египта, не дошло до своей Земли и вымерло в пустыне? Что такое с ними произошло?
Мы знаем широко известные ответы: «Они вышли из Египта, но Египет не вышел из них. Они получили внешнюю свободу, но внутри оставались рабами». И это правда. Но у меня возникал простой вопрос: «Ну ладно Моше, он никогда не был рабом - 40 лет в царском доме, побег, зять мадиамского священника и так далее. Но Халев и Иегошуа Бин Нун (Иисус Навин) - они же были плоть от плоти своего народа, они выросли в египетском рабстве, они разделяли всё со всем Израилем. Почему они вошли в Обетованную Землю?»
Мы не так много знаем о Халеве, но в отношении Иисуса Навина мы знаем гораздо больше. Они жили под ярмом фараона, воспитывались там, были окружены египетским идолопоклонством, которое искушало подавляющее большинство евреев (достаточно открыть Иезекииля 20). Затем они были свидетелями казней, которые Господь послал на Египет, переживали ту же сверхъестественную Божью защиту, как весь Израиль. Потом ночь Исхода, Израиль обретает независимость. Потом испытания у Красного моря, чудесное спасение от войска фараона, праздник. И они переживали всё это вместе с народом. Они слышали те же слова у Синая...
Одним словом, они были нормальные евреи. Но оказывается, что не совсем. Они оказались ненормальными. Это иллюстрация того, что потом в Новом Завете описано как: «Хочешь быть мудрым в Боге, стань безумным для этого мира». Хватит тебе пытаться угодить всем господам одновременно, хватит хромать на оба колена и жалеть, что у тебя не 40 ног, как у сороконожки, чтобы мы мог перехромать на все. Хватит, давай уже перебирайся окончательно в Божье Царство и перестань колебаться.
Итак, они оказались ненормальными евреями. И когда мы говорим об Иисусе Навине, мы можем вспомнить поразительные слова из 33 главы Исхода:
«Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию» (Исход 33:7-8).
Оказывается, нужно было выйти за стан, потому что Израиль, который впал в страшный грех, сначала не мог принять эту святыню посреди себя. И Моше было необходимо вынести эту особенную скинию за стан. А весь Израиль выходил из своих палаток и провожал Моисея взглядом: «Святой! Больше всех ему надо! Ну иди, иди...» Есть древний еврейский мидраш об этом. Что весь Израиль стоял, наблюдал, посмеивался, отпускал всякие шутки в спину Моисея и обсуждал его. Может быть, они думали, что нельзя туда же пройти? Может быть, им было запрещено это? Давайте почитаем дальше:
«Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии» (Исход 33:9-11).
Представляете себе! Оказывается, туда можно было заходить не только Моисею. В другом месте сказано, что те, кто хотели, приходили в эту скинию свидетельства. Какого свидетельства? Там не было ещё ничего. Но она вся была заполнена Божьим присутствием. Оно само свидетельствовало о том, что Бог не хочет, несмотря на страшные грехи, разрывать завет с Израилем, и Он не оставит Свой народ так или иначе. И пусть пока не в середине стана, но за станом Он ждёт, чтобы каждый, кто хочет по-настоящему, вышел на свидание, на встречу с Ним и праздновал это присутствие Святого Израилева.
И какие-то люди действительно приходили, пребывали в Божьем присутствии и возвращались в свою палатку. Но подавляющие большинство Израильтян, если даже и поклонялись, то только у своей палатки, у своего временного дома. Они не давали себе труда пересечь этот стан, оставить всё на какое-то время и полностью погрузиться в Божье присутствие. «Зачем? Пусть Моисей, пусть Иисус Навин, пусть те, кто сильно хотят... А мы тут. Мы не будем фанатиками, не будем уж сильно праведными. Мы обычные нормальные евреи».
Вот это и отличало Иегошуа Бин Нуна и Халева!
Вот поэтому Господь сказал о Халеве следующие удивительные слова:
«Но жив Я, [и всегда живет имя Мое,] и славы Господней полна (наполнится) вся земля...» (Числа 14:21)
Это удивительно, потому что Господь сказал эти слова в ответ на мольбу Моисея, чтобы Он простил Израилю страшный грех и не уничтожил весь народ. Это великое пророчество о последующих временах и особенно о последних временах, когда случится великое пробуждение, когда не только Израиль, но все Божьи дети из всех народов будут прославлять Его святое имя и Божье присутствие станет доступно в новом завете каждому, кто будет искать лица Господня и жаждать соединиться с Ним.
«...Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; [только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а] все, раздражавшие Меня, не увидят ее; но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее» (Числа 14:22-24).
Друзья, почему Халев мог повиноваться Господу так, как не могли другие? Почему он готов был идти следом за Господом куда угодно, даже если бы пришлось идти одному? Потому что в нём был иной дух. А почему в нём был иной дух? По той же причине, по которой исключением оказался и Иисус Навин: они жаждали близости с Богом, они искали лица Господня. Они видели те же чудеса, что и весь Израиль, видели Божью славу, которая являлась в облаке и в огне. Они видели, как и другие израильтяне, гору Синай, которая была в облаке и вся тряслась. Но они были готовы войти в облако. Они были готовы пожертвовать многим ради Божьего присутствия.
Выражение «иной дух» означает другое внутреннее состояние, не похожее на других. Они не удовлетворялись внешними чудесами и внешней свободой. Они хотели внутренней свободы. Им было недостаточно явлений силы. Они искали явление Духа. А в Новом Завете «явление Духа» значит проявленное, раскрытое Божье присутствие.
Весь Израиль ориентировался только на Божью силу. А это были другие люди. Они хотели знать Бога. И они знали, что познание Бога не может раскрываться, если мы не раскроемся для того Божьего присутствия, которое Он уже раскрыл и готов раскрывать. Они знали, что только личное святое переживание святой Шехины Господней даёт внутреннее познание Бога. Именно внутреннее познание Бога приносит иной дух, который отличает нас от окружающих мирских или религиозных людей.
Господь хочет говорить с нами, как Он говорил с Моисеем. Он хочет, чтобы мы использовали всякую возможность входить в Его присутствие и пребывать в нём. В этом смысле Иегошуа Бин Нун был в какой-то мере, осмелюсь сказать, более сконцентрирован на жажде личного Божьего присутствия, чем сам Моше. Ведь Моше приходилось ещё уходить в стан и заниматься другими вопросами. А Иегошуа полностью посвятил себя этому месту Божьей славы, полностью сконцентрировался на скинии, потому что именно там было сконцентрировано Божье присутствие.
Казалось бы, сколько времени он потерял! Он же мог бежать за своим наставником каждый раз, когда тот отходил от скинии, быть рядом. Но для него Бог был Богом, а Моше - любимым учителем, наставником, великим вождём Израиля, но он никогда не становился для него маленьким богом. Иегошуа знал, что Бог только один. И он всему и всем предпочитал само Божье присутствие.
Сейчас многие верующие говорят, что не могут много времени уделять пребыванию на служениях и молитвах. Например, выделять целую неделю для ретрита. Ведь есть столько важных дел! Но не так думал Иисус Навин. Он жаждал не упустить ничего из того, что Бог раскрывал для всех. И некоторые шли за Моисеем, и потом возвращались. А он один не отпускал Бога.
Самое интересное, ни один из тех немногих израильтян, которые всё-таки приходили к скинии, не вошёл в Обетованную Землю, кроме Халева. А Иегошуа и Халев, которые всё оставили ради того, чтобы воспользоваться временем и местом особого пребывания под святой Шехиной, не просто вошли в Землю, но стали вождями народа. А тот, кто больше всего погружался в эту благодать, кто пожертвовал всеми делами, кто один пребывал там постоянно - он стал новым вождём Израиля после Моше, и именно он ввёл народ в Землю, завоевал её, именно через него Бог исполнил Свои обетования, и именно его имя стало титулом следующей после Торы книги Библии.
Оказывается, он ничего не потерял из-за того, что был в особенное время в особенном месте, где было особенное Божие присутствие. Возможно, над ним смеялись. Смеялись над его практичностью, над тем, сколько возможностей он потерял в жизни. Но те, кто смеялись, там и остались. А Иисус Навин получил главный духовный джек-пот.
Иисус Навин и Халев были исключением. Но если мы родились от Божьего Духа, Который Он пообещал и дал всем верующим нового завета, если всё наше прошлое мы отдали на Голгофу и позволили воскресшему Царю воскресить наш дух, то в каждом из нас иной дух. Уже не просто состояние, но совершенный и бессмертный, новый дух, соединённый с Духом Божьим, и мы можем быть Иисусами Навиными, Халевами, мы можем делать это, вести себя так и посвятить Богу наше желание, нашу жажду, наши силы, наше время и подражать им, как они подражали Мессии. Это реально для каждого из нас.
И на примере Иисуса Навина мы можем твёрдо знать: время, потраченное для Бога, обернется в 30, 60 и 100 крат в будущем и утвердит нас под Божьим покровом, под сенью Всевышнего и откроет в нас то, что наш новый дух пока ещё не смог открыть среди обычной нормальной жизни.
Борис Грисенко, раввин КЕМО Киев
Слово на Шабате КЕМО Киев 24 августа 2024 года