В предыдущей части мы говорили о тех факторах, которые способствовали началу пробуждения, описанного в книге Деяний, вопреки всем естественным препятствиям и обстоятельствам. Важно помнить, что это, условно говоря, эталонное еврейское пробуждение было не разовым событием, а продолжалось день за днём.
Целой цепью важных факторов продолжения и постепенного нарастания этого движения тшувы в Израиле было то, что описано в Деяниях 2:42-47. Некоторые из них уже были упомянуты в предыдущей части как предпосылки и причины пробуждения. Давайте прочитаем эти стихи.
Единодушие: «Все же верующие были вместе и имели всё общее» (стих 44). В первую очередь, это их единодушие, без которого ожидаемый ими Святой Дух никогда бы не сошёл.
Молитва: «И они постоянно пребывали в… молитвах» (стих 42).
Хвала и прославление: «Хваля Бога» (стих 47).
Без этого всего и само пробуждение бы не началось. Но важно, что то, что до первого новозаветного Шавуота относилось к этим 120 ученикам, собранным в сионской горнице, теперь распространялось на всех, кто присоединялся к этому мессианскому ядру. Все они, сверхъестественно быстро преображённые Святым Духом, входили в это потрясающее движение еврейского пробуждения. Но в этих стихах есть и дополнительные важные моменты:
Постоянное пребывание всех учеников, апостолов, братьев и мамы Иешуа и новообращённых иудеев в учении апостолов: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов» (стих 42).
Преломление хлеба: «И они постоянно пребывали в… преломлении хлеба… И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (стихи 42,46) .
Здесь в полной мере стала открываться заповедь вкушения тела и крови Машиаха. Хотя можно дискутировать, о каком именно преломлении хлеба здесь идёт речь. Вполне возможно, что в этих двух стихах имеется в виду разное преломление хлеба. В одном из них - заповедь причащения телу и крови Машиаха. А в другом - традиционное еврейское преломление хлеба, которое было преображено Духом Святым в вечери любви, когда все собирались по домам - мужчины и женщины, богатые и бедные, образованные и «ам hа-арец» - и вместе преломляли хлеб. Таким образом они подтверждали единство и дружбу через Мессию, Который объединял всех.
В этих агапах (от греч. «агапэ» - удивительная, бескорыстная, возвышенная любовь) формировалось единство Божьей семьи и равенство всех перед Богом. Богатые уже не могли кичиться перед бедными - они должны были отдавать часть тем, кто нуждался. Образованные не могли превозноситься даже над неграмотными, знатные - над незнатными. Об этом хорошо говорится в конце первой главы 1 Коринфянам. Я думаю, что здесь имеются в виду два вида хлебопреломления. Но в любом случае хлебопреломление стало очень важным фактором укрепления единства новозаветной еврейской семьи и соединения всех в единой любви Иешуа и Отца.
Чудеса и знамения: «И много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме» (стих 43). С одной стороны, этот фактор стал важнейшим для продолжения течения благодати, начавшейся в первый Шавуот. С другой стороны, какие-то особые исключительные чудеса становились причиной новых мощных волн пробуждения, которые приводили к разовому массовому сокрушению и покаянию множества новых евреев.
Регулярные встречи и общение: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (стих 46). Не будем делать акцент на том, что каждый день они пребывали либо в Храме, либо по домам, потому что там были специфические обстоятельства, которые позволяли им это. Но достаточно отметить хотя бы регулярность. Они регулярно собирались на какие-то общие встречи, на которые могли приходить все. Обычно это происходило в старинной части Храма, так называемом притворе Соломона, где до этого любил учить и проповедовать Иешуа. И не реже, чем в Храме, они собирались по домам.
Радость спасения: «Принимали пищу в веселии и простоте сердца» (стих 46). Радость спасения. Радость раскрытия Отцовской любви и любви Иешуа. Радость, которую сверхъестественно Руах аКодеш дал в их сердца и усиливал постоянно. Радость, которая всё менее и менее зависела от окружающих обстоятельств. Радость, которую нельзя было удержать и которая разливалась в ярко выраженном внешнем веселье. Эта радость становилась свидетельством и привлекающим других элементом. Это особенная радость, которая является знамением настоящего спасения и исполнения Духом Святым раз и на все времена для всех верующих во всех народах.
И последнее - забота о каждом. Здесь это выражалось в том, что они «продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (стих 45). Это не значит, что все продавали имения. Дальше мы видим более подробное объяснение того, как это происходило:
«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деяния 4:32).
Никто у них ничего не конфисковывал, никто не был обязан всё сдавать в общак. Но между ними не было нуждающихся. Те, которые владели землями, по желанию их продавали, приносили цену проданного, и каждому давалось то, в чём кто имел нужду. Это не был совершенный коммунизм, как некоторые представляют себе. Но любовь Божья, которая господствовала в их сердцах и соединяла их в одно, это была такая сильная и такая потрясающая Божья любовь, которая побеждала даже нормальный человеческий эгоизм. Поэтому община заботилась обо всех.
Значило ли это, что это была какая-то идеальная община? Нет, мы видим в Деяниях 6, что, когда умножились верующие, ученики, то есть иерусалимское иудейско-галилейское ядро стало несколько пренебрегать вдовами тех, кто пришёл из рассеяния. То есть это были обычные, нормальные люди, но Дух Святой преобразовывал их сердца невероятным образом. И когда это потрясающее огненное пробуждение стало немного остывать, стали проявляться естественные человеческие слабости.
Практически всё, что мы перечислили, важно для того, чтобы любое начавшееся пробуждение не осталось только кратким всплеском, но стало постоянно усиливающимся и разливающимся потоком.
Борис Грисенко, раввин КЕМО
По материалам семинара «История еврейских новозаветных пробуждений»