Во время великого пасхального седера Иешуа сказал Своим ученикам:
«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоанна 14:1-3).
Вся наша нынешняя жизнь - это путь в этот славный, вечный, сияющий дом, где Он - хозяин, а мы будем не просто гостями, но родными домочадцами. И дальше мы читаем:
«А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» (Иоанна 14:4-5).
Как же хорошо я понимаю Фому! У меня, к сожалению, часто вырывался этот крик Фомы. Я говорил: «Господи! Не знаю, куда ведёшь Ты меня. И как могу знать путь? Ты говоришь, что я знаю путь, что я - Твой и Ты - мой, а я этого не чувствую, Боже! Ты говоришь, что Ты держишь меня за правую руку, а я чувствую себя таким одиноким, оставленным и потерянным!»
Но мы не одиноки. Такие же чувства были и у апостолов. Он сидит с ними за одним пасхальным столом, Он раскрывает всего Себя перед ними, Он являет Отца так, как только Он может, а они говорят: «Боже! Как мы можем знать путь? А куда ты идешь, Господи?» Сколько раз я это выкрикивал Богу! А сколько раз я это сдавливал в себе, потому что стеснялся, боялся сказать, что я на самом деле чувствую. Но Он же знал мое сердце. Я мог выразить Ему то, что я на самом деле переживаю: свою растерянность, непонимание и где-то даже обиду. Обиду на Бога? Да. И прошли годы, пока до меня дошло, что я не напугаю Его, и Он не будет смущён, если я скажу то, что на самом деле переживаю. Он знает это, но Ему важно, чтобы мы сказали правду. И когда Фома выразил это, Иешуа ответил:
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6).
Иешуа не просто теоретически рассказывает нам, как мы должны верить. Он раскрывает Себя. Он даёт нам пережить Его сердце. Он не боится того, что мы изливаем всё, что мешает нам, тревожит нас, ранит нас. И когда мы это делаем, Он может ответить точно так, как нам необходимо.
Но что же значит «Я есмь путь»? Только спустя многие годы я понял, что мы не просто на пути, мы в пути, внутри этого главного пути. Это путь, который принял нас в себя. Это путь, который не является чем-то пассивным и неодушевленным. Это путь, который также внутри нас. Мы внутри пути, а он в нас. И мы движемся по этому пути так, что он движется внутри нас.
Иешуа проложил этот путь, он проходит через наше сердце, и это живой, личный путь. Он, с одной стороны, общий для всех, но в тоже время личный для каждого, кто идёт этим путем.
Этот путь проложен между тем последним пасхальным седером на земле, который пережил Иешуа с апостолами, и окончательным триумфальным седером в небесном Иерушалаиме. Одна и та же Божественная Личность была в начале и ожидает нас в конце. И Он Сам начало и конец, Альфа и Омега, как написано в последней книге Библии. И Он же путь, соединяющий начало и завершение всего. Всё через Него, всё Им, и всё для Него.
Когда это открывается тебе, когда ты понимаешь, насколько реально каждое Его Слово, насколько каждое Его Слово может стать твоей жизнью, усилить этот поток живой воскресшей жизни Машиаха в тебе, тогда ты наполняешься состраданием к нашим иудейским братьям, которые, не видя пути, доверились слепым поводырям Израиля и пытаются своими силами дойти до цели. И, конечно, никто точнее Шауля-Павла, истинного фарисея и великого апостола, не мог описать это:
«Братья! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Богу, но не в познании Его, (это более точный перевод). Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь (стараясь) поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что цель закона - Машиах, к праведности всякого верующего» (Римлянам 10:1-4).
Мы не должны осуждать даже тех, кто огульно осуждает нас. Когда ты переживаешь любовь Всемогущего, переживаешь как совершенный, единый, вечный, преславный Господь полюбил тебя, и как Его милость к тебе обновляется каждое утро, когда внутренне соединяешься с Его путём, и этот путь становится частью тебя - путь не просто спасения, но величайшей любви и сострадания - тогда ты и сам начинаешь сострадать тем, кто этот путь пока не нашёл.
Только Он Сам, Который есть начало и конец пути, может провести нас с Собой до конца. А все попытки заменить Его благодать своими силами, религиозными усилиями и понятиями, обречены на провал. Как сказано в Евангелии от Иоанна:
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне...ибо без меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:1-5).
Это слово мучило меня многие годы. Мне казалось, что я сам по себе могу то и то, и, не зная Господа, я так и делал. Но когда ты становишься частью Его пути, когда Он в тебе и ты в Нем, ты начинаешь понимать, что это значит. Только то, что ты делаешь Им, в Нём, через Него, во славу Его, приносит плод, который останется навсегда. Любые, самые религиозные усилия вне Его станут трухой и исчезнут.
Именно поэтому первое поколение Его учеников, которые были в основном евреями, называли свою новую еврейскую веру «Путь». И многие главы Деяний Апостолов это подтверждают. И во многих местах Послания, где написано «поступайте», «чтобы вы поступали», «чтобы вы делали», в оригинале сказано: «чтобы вы шли», «чтобы вы совершали путь» (например, «поступайте по Духу» в Галатам 5:16 - греч. «πνεύματι περιπατεῖτε»/«ходите духом»; «смотрите, поступайте осторожно» в Ефесянам 5:15 - греч. «βλέπετε... πῶς περιπατεῖτε»/«смотрите, как ходите»). Это было странно для традиционной церкви, поэтому в синодальной версии переведено по-другому. Но это было еврейское понимание жизни, это было глубокое еврейское переживание, переживание еврейского Нового Завета.
Как только человек сдавался Богу через Его Сына Машиаха, он становился на этот путь. И самое важное для него было не отделяться от этого пути. Именно поэтому то пророческое движение восстановления, в котором Машиах оказал нам милость участвовать, - это реальное движение восхождения путём древним и новым. Как заповедь любви, древняя и новая, она была дана Израилю задолго до явления Мессии, но только в Мессии она раскрылась в полноте.
Друзья, если мы действительно восходим Его путем, мы всё меньше будем надеяться на себя, а все больше на Него! «Меньше меня, больше Тебя!» - это условие нашего восхождения. Это условие того, что вышедшие из своих “египтов” никогда не умрут, не погибнут, не останутся в пустыне, но взойдут в окончательную славу Господню!
И мы должны рисковать. Самый слабый, самый боязливый может рисковать, когда он внутри этого пути, потому что это уже не его личная смелость, не моя смелость, но смелость и дерзновение моего Господа, Который весь этот путь совершил до конца, весь этот путь сделал Собою и распял все препятствия, которые стоят передо мною на этом пути. Он разорвал все преграды, разорвал мои путы и оковы, освободил меня для того, чтобы, начав этот путь, я никогда не потерялся в кювете, но обязательно дошел до полной победы и был принят Им в небесную славу!
@ Борис Грисенко, старший раввин КЕМО