Как менялось отношение к Хануке в иудаизме и христианстве

После поражения Первой иудейской войны и восстания Бар-Кохбы, участники которых были вдохновлены победами Маккавеев, окончательно пропала надежда, во-первых, на восстановление национальной самостоятельности Иудеи, во-вторых, на восстановление Храма и богослужения в нём, согласно Торе. О первых десятилетиях после восстания Бар-Кохбы сохранилось очень мало сведений в Талмуде, древних мидрашах и барайтах. Это, можно сказать, были тихие десятилетия, в которые шла интенсивная внутренняя работа. В это время  были окончательно сформированы основы нового небиблейского (и в значительной мере антибиблейского) иудаизма.


Когда стало ясно, что принесение жертв невозможно, и весь народ, включая самых праведных цадиков, обречён быть нечистым всю свою жизнь, был выработан принцип: «пусть лучше народ грешит бессознательно, чем сознательно», который и лёг в основу современного иудаизма. Это была страшная трагедия, из которой был один законный, согласно Торе и синайскому завету, выход - Иешуа. Но когда этот выход был отклонён, отклонившие его старались найти какие-то суррогаты и эрзацы, и весь современный иудаизм был скомбинирован из таких суррогатов, каждый из которых по сути своей вступал в противоречие с Торой. Кроме того, пришлось пересмотреть и своё отношение к Маккавейским книгам.


Новое восприятие Хануки и Маккавейских книг раввинами


После таких катастроф раввины пришли к выводу, что следующая война или следующее восстание может окончательно уничтожить еврейский народ. Потому они постановили, что Израиль больше не должен восставать против оккупантов. Конечно же, они преподнесли это постановление народу в виде Божьего откровения, которое Бог якобы донёс народу через раввинов. Для этого были использованы цитаты из Песни Песней и некоторых других книг Танаха.


Это постановление  звучало следующим образом: «Бог отныне дал повеление Израилю не восставать против тех народов и правительств, под игом которых Израиль находится, а этим народам и правительствам Бог постановил не угнетать слишком сильно Израиль». Это было вынужденное приспособление к той тяжёлой действительности, с которой столкнулись вожди Израиля. Очевидно, что теперь настоящая Ханука и предшествовавшие ей события были неудобны, и отношение к Хануке стало пересматриваться.


Книги Маккавейские попали в разряд «книг, которые не оскверняют руки читающего». Это парадоксальное правило из сферы ритуальных законов раввинов, согласно которому, книги, входящие в канон Библии, и вообще святые книги, оскверняют руки читающих. А другие книги не оскверняют, и потому их читать нельзя. Маккавейские книги попали в этот список (кстати, вместе с Евангелиями). Их читать иудеям было опасно, потому что они могли привести к нежелательным выводам. Кроме того, в них были вещи, которые поддерживали веру мессианских евреев, и много такого, что ставило под сомнение власть раввинов.


Но сам праздник остался. Хотя нет никаких сведений, как праздновалась Ханука на протяжении большого промежутка времени и праздновалась ли она вообще в это время. Так или иначе был выработан новый образ Хануки, и та Ханука, которую мы знаем, - это совершенно не Ханука Маккавеев.


Возникает вопрос: Разве тогда нельзя праздновать эти восемь дней и зажигать свечи? Конечно, можно. Это очень хороший, добрый и духовный обычай, и поскольку у нас нет другого образа празднования Хануки, то мы и дальше используем этот. Но это не та Ханука, которую праздновали, когда стоял Храм, ведь это, прежде всего, праздник обновления Храма и жертвенника.


Духовная интерпретация войн раввинами


А что же делать с войнами? Ведь, когда нет надежды на восстановление Храма, неудобен не только праздник обновления Храма и жертвенника, но и войны являются плохим примером, который уже погубил множество иудеев. Потому раввины начали вырабатывать духовный подход к этим событиям. Очень интересно, что именно ортодоксальные раввины, а не верующие в Иешуа, выработали духовное отношение к войнам Маккавеев.


Но на этом всё не закончилось. Для того, чтобы увести народ от надежды на восстание, на освободительную войну, раввины стали заново интерпретировать книги Танаха. Таким образом в большинстве случаев, где в Танахе говорилось о войнах, особенно о победоносных войнах, они начали толковать текст так, будто бы речь шла о войнах духовных.


Так, например, в этих толкованиях можно прочитать, что все войны Давида - это духовные войны, а «сильные Давида», то есть его воины - это великие мудрецы Израиля того времени, и они были победителями в духовных сражениях. А ещё у Давида, согласно этим толкованиям, была ешива, в которой он учил своих воинов, а потом у каждого из них была своя ешива и свои ученики. Кстати, с точки зрения раввинов, все главные герои Библии имели свою ешиву - и Авраам, и Исаак, и Иаков... Есть подозрения, что такая реинтерпретация началась именно с праздника Хануки и с Маккавейских войн.


Отношение к Маккавейским войнам в христианстве


Одним словом, Маккавейские войны превратились в духовные сражения. Но нельзя сказать, что это однозначно плохо. Ведь для нас, мессианских верующих, Маккавейские войны - это пример духовной войны, и для верующих в Иешуа первых поколений было точно так же. Они отвергали физическую войну, насилие, даже насильственное сопротивление гонителям. И они воспринимали Маккавейские книги, которые именно они и сохранили, в отличие от раввинов, как учебник духовной войны. Потому мы в этом плане продолжаем традицию первых верующих в Иешуа.


Но когда гонения на христиан в 313 году закончились, а христианство стало вначале основной господствующей, а потом единственной религией империи, Церковь стала освящать насильственную политику Римской империи. Теперь Маккавейские войны стали примером реальных физических войн и насилия против врагов и, в первую очередь, против отступников и еретиков. То есть против христиан, которые верили не так, как было утверждено господствующими епископами и римскими императорами. Эти книги стали оправданием для того, чтобы благословлять войны «христианских» государств против нехристианских, а позже - войны одного «христианского» государства против другого.


Это невероятный переворот. С одной стороны, христиане в первые пару веков правильно интерпретировали Маккавейские книги, а, когда пришли к власти, стали использовать их как буквальный пример и рекомендацию к насильственным действиям. С другой стороны, вожди Израиля, которые отвергли Иешуа, на протяжении ста лет (примерно с 30 года, когда, вероятнее всего, произошло распятие и воскресение Господа, до 135 года) интерпретировали Маккавейские книги буквально и вдохновлялись ими для восстаний и войн против римских оккупантов. А после окончательного катастрофического поражения они постарались дать духовные интерпретации этих войн. Хотя книги Маккавеев они вообще запретили, и остались только краткие упоминания о событиях в молитвах Сидура.


Пробный камень библейской веры


Это поразительные перевороты, которые произошли в истории еврейского народа и христианской церкви. Понимая это, мы можем извлечь крайне полезные уроки для всех, кто служит для восстановления полноты Тела Мессии и спасения Израиля. Ханука - это один из пробных камней настоящей библейской веры, которые показывают, какие праздники мы празднуем и почему.


В какой-то степени история с Ханукой напоминает историю с Рождеством. Как-то я видел в интернете пост одной японки с фотографией из магазина с рождественскими подарками и с подписью-вопросом к её западным друзьям: «Объясните, почему вы притягиваете к нашему Рождеству ваше христианство». Это очень яркий пример, который показывает, во что превратилось Рождество в последние сто лет во многих странах мира. Некоторые радуются, что оно распространилось по всему миру, даже по странам, где христиан почти нет. Но с другой стороны, оно же и выхолостилось. Что это за праздник? О чём он? Ради чего?


Когда мы рассматриваем историю Хануки и видим, как, с одной стороны, раввины, а с другой стороны, историческая Церковь интерпретировали на протяжении веков Маккавейские книги, и во что превратилась Ханука в настоящее время - это прекрасное духовное упражнение для нас. Оно помогает нам понять и то, что происходило и происходит с Рождеством, и какое Рождество мессианским евреям и всем новозаветным верующим стоит праздновать.


Борис Грисенко, раввин КЕМО

По материалам семинара «Ханукальные войны. Кто победил на самом деле?»

читайте также