Царь Соломон сказал: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23). И перед нами непростой вызов: мы живём в контексте войны - у всего общества открытая рана, мы видим насилие, зло. Тем не менее Библия призывает нас хранить свой внутренний мир, свой разум. Как же выстроить правильные отношения с Богом и людьми среди этого хаоса?
В первые дни войны я увлёкся просмотром новостей и, читая о потерях российской армии, даже стал им подыгрывать, мол так вам и надо, пусть вас всех, негодяев, уничтожат. Произносил такие «аккуратные» проклятия и даже оправдывал свою ненависть и горечь. И как-то перед сном, чувствуя агрессию внутри себя, я сказал Богу: «Господь, я понимаю, что как верующий человек я не должен проклинать их и быть агрессивным». Вдруг я услышал внутри такое слово: «Нет смысла проклинать уже проклятое». И внутри меня наступил полнейший мир.
На следующий день я написал в фейсбуке эти слова, взывая к людям: Прекратите наполняться агрессией, горечью, ненавистью к русской армии, потому что на них уже лежит проклятие, ведь они нарушили Закон Бога. Наши проклятия, наше деструктивное чувство ненависти ровным счётом ничего им не добавит. Но нас оно разрушит и мы не исполним то, к чему призывал Соломон, мы не сохраним своё сердце.
Когда я получил это понимание, у меня началось внутреннее исцеление. Но когда я молился за эту ситуацию, всё равно во мне бурлили страсти. И тогда Господь показал мне места из Псалмов, где Давид неоднократно говорил: «Ты суди нечестивых», «Ты вступись, сохрани меня». И какое-то время я в молитве использовал эти слова, то есть отдавал Богу суд над российскими оккупантами, сохраняя своё сердце. Я говорил: «Боже суди их Ты. Я не хочу их судить. Ты знаешь, как гневаться, кого из них миловать, кого наказывать, как и кому воздавать».
Через эти две вещи - «Не проклинай проклятое» и «весь суд отдайте Богу», как говорит Новый Завет, - внутри меня произошло исцеление. И хочу отметить, что я понимаю, о чём говорю. Я похоронил уже четырёх своих друзей. Русские убили наших соседей - их похоронили прямо на детской площадке. Для меня это тоже живая рана. Ещё я служу капелланом в госпиталях.
Общаясь с нашими ранеными военными, я заметил, что большинство из них менее агрессивны по отношению к врагу, чем люди, которые видят войну изнутри городов или вообще находятся за рубежом. Многие говорят: «Мы бы уже с радостью оставили автоматы и вернулись к своим домам, своей работе». Вот что сказал мне один офицер: «Я в эту войны человеком пришёл. И я хочу человеком из неё выйти». Для меня как верующего эти слова неверующего были обличением, наставлением и утешением.
После деоккупации Бородянки мы с нашей группой помогали близлежащим сёлам. Вручая продуктовый набор одной женщине, я сказал: «Пусть Бог вас благословит, сохранит и исцелит ваше сердце». На что она ответила: «Да пусть они будут прокляты. У меня теперь одна молитва: чтобы они узнали всё то, что узнали мы». И увидев у меня на форме крест, добавила: «А вы по-другому думаете?» Я ответил: «Я бы молился за них так: Господи, пусть их дети никогда не узнают того горя, которое узнали наши дети, пусть их женщины никогда не будут рожать в подвалах, как наши, пусть их мужчины не умирают просто потому, что они мужчины. Пусть это горе их минёт, если это возможно». Она расплакалась и сказала: «А я не могу так, у меня сердце совершенно другое».
Друзья, нам как верующим надо хранить своё сердце, чтобы впоследствии служить таким людям любовью. Если мы не дадим нашим солдатам и гражданским любовь Мессии, кто их исцелит? Психологи руки разводят от того, что они видят. Мы, верующие, священники для армии и гражданских. Конечно, будет агрессия и ненависть, это никуда не денется. Но мы, сохранившие себя от зла и греха, сможем послужить людям любовью Божьей, сможем вытереть их слёзы, обнять их, прикоснуться к ним во Святом Духе, чтобы они были исцелены. А таких людей будет очень много.
Анатолий Эмма, служитель миссии «Евреи за Иисуса»
По материалам передачи «Еврейский взгляд»