Есть одна серьёзная проблема, которая случается с верующими во время войны. Из-за потока различных сообщений, правдивых и полуправдивых, комментариев и комментариев на комментарии, они постоянно ожидают неприятностей. И они постоянно в напряжении и не могут войти в Шабат, не могут шабатствовать. У меня такое ощущение, что масса СМИ и некоторые представители власти заинтересованы в том, чтобы люди не могли исполнить заповедь из 4 главы Послания к Мессианским Евреям:
«Не ожесточите сердец ваших. Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия ещё остаётся субботство. Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный (в это шабатство), чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт» (Евреям 4:7-13).
Это наша новозаветная еврейская мессианская заповедь, которая дана в первую очередь нам, но так же и всем верующим в нашего Спасителя Иешуа. Правильное погружение в Божий Шабат - это условие подчинения Божьей воле. И всё, что нас пытается помешать нам погрузиться в это благодатное субботство (шабатство) нового завета и идти на глубину, всё это мешает нам соединяться с нашим Господом, это всё исходит от духа противления, духа бунтарства.
Потому так важно, чтобы мы не поддавались никаким усилиям людей, этой мирской системы, религиозной системы, любой системы воспрепятствовать нашему погружению в Шабат. Когда вы замечаете, что что-то воспрепятствовало вашему шабатствованию, сразу остановитесь, не позволяйте этому облеплять ваш разум и особенно ваше сердце. Сразу начинайте разрывать эту ещё тонкую пелену, чтобы сияние Божьей славы всё-таки сошло на вас, облекло вас, и вы могли наслаждаться покоем и радостью Шабата.
Во время войны это гораздо сложнее, чем в мирное время. Поскольку эта война не только физическая, но и духовная, информационная, идеологическая, религиозная, в такое время бывает тяжело помнить о том, что наш Господь выше всего и над всем. Что бы ни происходило здесь и в этом воздушном пространстве, наш Господь выше всего и над всем. Одно из Его имён - Всевышний. И нам надо почаще напоминать себе об этом и в то же время помнить: Он не просто выше всего, но Он пронизывает всё. Нет уголка на земле и под землёй, который был бы недоступен и скрыт от Него. Его присутствие везде.
И, конечно же, мы Господом заново созданы как ретрансляторы Его присутствия, Его славы, Его силы, Его власти, Его света. Поэтому мы должны быть уверены: вокруг нас Его присутствие сконцентрировано с особой силой. Даже если вы думаете: «Ой, а я ж не чувствовал этого вчера. И сегодня с утра я совсем не ощущаю. И молиться не хочется, и славить не хочется», это неважно. Его присутствие никуда не делось. Оно здесь. Оно вокруг нас. Его ангелы здесь и в каждом месте, где наши братья и сёстры славят Господа в других общинах и церквях.
Друзья, нам может показаться, что Бог действует уже не так сверхъестественно, когда такое вокруг происходит. Но всё, что пытается помешать нашему шабатствованию, не может помешать Богу окружать нас Свой шехиной. И в это время Господь хочет ещё сильнее проявлять Его реальность, реальность Его воинства, которое ополчается вокруг нас, реальность Его славы и Его окончательной победы над врагом.
В 6 главе 4 Книги Царств мы читаем следующую известную историю:
«Царь Сирийский пошёл войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан. И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли. И посылал царь Израильский на то место, о котором говорил ему человек Божий и предостерегал его; и сберёг себя там не раз и не два. И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей» (4 Царств 6:8-12).
Как не хватает нам такого пророка в Украине и, кстати, в Израиле! Всё могло бы измениться. Ну не всё, а кое-что. А почему только кое-что, сейчас мы увидим.
«И сказал он: пойдите, узнайте, где он; я пошлю и возьму его. И донесли ему и сказали: вот, он в Дофаиме. И послал туда коней и колесницы и много войска. И пришли ночью и окружили город. Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» (стихи 13-16).
В Ветхом Завете надо было быть специальным человеком Божьим, чтобы иметь такое откровение от Господа, чтобы понять, что нечего бояться, даже если враги окружили нас со всех сторон. Несмотря на это, мы можем не бояться, не поддаваться ни страху, ни оторопи, ни тем более панике, не впадать в безнадёгу, в отчаяние и не жаловаться на Бога: «Боже, как Ты допустил такой ужас? Боже, за что?»
Во время войны есть такое особенное искушение почувствовать себя Муму над бездною в руках немого Герасима. Я не осуждаю никого, кто себя так ощущал или ощущает. Я прекрасно понимаю, что, когда вокруг такое, хочется сказать: «За что, Герасим?» Когда вокруг такое, у нас бывает состояние, когда мы бедные, несчастные, Господь кажется нам огромным Герасимом, мы зависли в Его мозолистых руках над пропастью, мы Его спрашиваем, а Он не говорит с нами. Но это состояние неправильное. Оно не соответствует реальности. Господь за нас. Господь - не Герасим, и никогда им не был.
«И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними». Это великая фраза, которую используют и по назначению, и не по назначению. Но обратите внимание: не просто «Не бойся». Господь хочет показать нам свою реальность. Он хочет, чтобы мы увидели, где Он и где Его воинство. Оно сегодня точно так же вокруг нас, как и тогда вокруг Елисея с его слугой.
«И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (стих 17).
Почему сказано только «вокруг Елисея»? Почему не сказано: «вокруг Елисея и слуги» или «вокруг Елисея, слуги и всего города»? Это ключевой момент. Потому что Господу нужен хотя бы один человек, у которого глаза будут открыты, в первую очередь, не на видимое, а на невидимое. Богу нужен тот, кто будет верить и, даже больше, знать: вокруг него ополчается воинство всемогущего Царя. Ему нужен хотя бы один человек, чтобы Бог мог привести в действие это воинство.
Это происходило не ради слуги и даже не ради тех, кто там был. Потому что они были запуганы, о них здесь даже не говорится, они были как пассивные наблюдатели. Но у Бога был тот, кто знал правду, кто жил в другой реальности, кого не смущали никакие внешние вражеские атаки. Его не смущал враг, наступающий и даже превосходящий. Кстати, им тогда в этом городе нечем было защищаться. Это напоминает мне последнюю неделю февраля и март прошлого года, когда по всем раскладам Киев должен был пасть, но воинство Господне вступило в действие.
Друзья, если вы будете действовать, согласно 2 Коринфянам 5:7, не видением физических глаз, а верой, которая открывает глаза сердца, то Бог будет использовать вас как своих людей, Божьих людей, и через вас откроется Его слава. И по вашей молитве и вашей вере вокруг вас будет огненное кольцо, и не только вы, но и все, кто с вами, будут защищены этой Божьей славой.
«Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея» (стих 18).
Конечно, нам не надо так молиться. Но мы можем молиться, чтобы те духи, которые дают врагу силу, смелость, наглость, колдовскую энергию, чтобы те духи были ослеплены. Мы можем молиться, чтобы то воинство тьмы, которое стоит за физическими врагами, было поражено огненным воинством Божьим. И то, как молился Елисей, относилось, в первую очередь, не к сирийцам, а к тем тёмным духам, которые их привели на землю Израиля.
Хочу обратить ваше внимание на 18 стих. В оригинале там не написано «Сирияне», это восстановительный перевод. Его можно прочесть вот так: «Когда пошли к нему Сирияне...» Опять же, здесь сказано «к нему», то есть к одному Елисею, потому что главное сражение идёт на духовном фронте против тех, кто знает Господа. Потому что для врага те, кто Господа не знают или потеряли живую веру, или отвернулись от своего Спасителя и Полководца, не представляют никакой опасности. Для врага представляют опасность только те, которые смотрят на своего Полководца, Господа и Царя и видят Его руку над собой. Вот кто опасен для дьявола и любых его армий.
Но этот же стих можно перевести и по-другому: «И когда они (Елисей и его слуга) пошли, тогда Елисей помолился Господу и сказал...» То есть есть два варианта. Первый: когда враг наступает на нас, и мы знаем Того, кто уже победил любого врага, любое наступление врага будет остановлено, и враг будет поражён слепотой. Но второй вариант: в ряде случаев, когда на нас наступает враг, Господь ожидает, что мы начнём нападать на превосходящие силы врага. И когда мы начинаем идти против этой тьмы, тогда Он вкладывает в нас молитву власти и силы, и по этой молитве совершает всё, что приготовил для поражения любой силы тьмы.
Борис Грисенко, раввин КЕМО
Слово на Шабате КЕМО 25 ноября 2023 года