Мы снова приступаем к изучению первой книги, книги Бытие (Брейшит), и первой недельной главы с тем же названием. Слово Брейшит означает «В начале» (Бытие 1:1). Это одна из моих самых любимых книг. За несколько лет до покаяния в моей жизни была такая ситуация, что я постоянно искал ответов на определённые вопросы: «По каким законам существует вселенная? По каким принципам сосуществуют люди? Почему есть в мире зло? Почему есть в мире добро? Что руководит человеческим выбором? Какие механизмы стоят за внешней стороной жизни?»
Будучи молодым верующим, я размышлял над этой главой и пытался постичь, понять библейское повествование о появлении мира, появлении человека, вселенной, звёзд, всего. И, читая эту главу, мы размышляем и задаём себе определённые вопросы: «Кто мы такие? Куда мы идём?» Это вечные вопросы. Первые главы Писания настолько удивительные, объёмные, глубокие, что о них можно говорить очень много. Это, наверное, один из самых исследуемых и комментируемых отрывков Писания.
Каждый раз, читая первые стихи этой главы, я переживаю определённый трепет. Ведь как можно по-другому реагировать, читая о замысле Бога, о создании вселенной, всех этих удивительных миров, которые познаются наукой, как можно читать рассказ о появлении света, тьмы, земли, неба, растительности, животного мира, подводного мира и не трепетать, когда мы слышим голос нашего Бога?
Существует огромное количество подходов к Священному Писанию. Например, учёный человек будет смотреть на этот текст и сравнивать с тем, что сегодня известно науке, он будет по-своему рассматривать библейскую космогонию. Если человек, например, изучает поведение людей, он поставит во главу угла появление человека. А если мы хотим понимать Бога, то мы будем рассматривать, прежде всего, то, каким является наш Бог и как Он Себя раскрывает.
С одной стороны, для нас как людей крайне важно видеть то, каким образом сотворил нас Бог, что Он вложил в нас, какими благословениями нас наделил, какие повеления нам дал, какие задачи перед нами поставил. Но, когда мы смотрим на Писание с позиции понимания себя как людей, у нас будет опасность поставить человека в центре, то есть сделать Писание человекоцентричным. Нельзя подходить к Писанию только как пользователь, как человек, который ищет пользу для себя и себе. Будет ошибочным сказать: «Давайте изучать Писание для того, чтобы из него увидеть то, какие мы уникальные и прекрасные». С другой стороны, также проблемой будет низвести роль человека до незначимого элемента в этой всей библейской картине.
В первых двух главах текста мы видим уникальную удивительную Личность, Которую Писание называет Элоhим:
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1).
На иврите это звучит как: «Берешит бара Элоhим эт hа-шамаим ве-эт hа-Арец». Вначале обнаруживаем великую Личность Творца, Законодателя. Имя или титул Бога Элоhим ассоциируется в Писании с понятием законодательства. Почему так? «Элоhим» происходит от «эль» (сила, могущество, мощь). И вот, что интересно. Мы видим Бога, могучую Личность, Которая силой Слова творит всё, силой Слова творит миры. И миры, и наша земля существуют во славу Того, Кто сотворил мир. Иными словами, Бог не только творит мир, Он задаёт и закладывает законы, по которым этот мир будет существовать тысячи и тысячи лет.
И если мы рассматриваем Писание с этой позиции, то роль человека в мире несущественна, мала. Как сказано в Псалме: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Псалом 8:5) Но если мы изучаем библейский текст дальше, мы видим кое-то другое.
Первая глава библейского текста открывает нам порядок творения от начала, от элементарных, таких огромных, могущественных понятий как земля, небо, воды над, воды под, свет, светила. Если представить, что мы смотрим какую-то анимацию, мы вначале видим процессы вселенского масштаба, и каждый день творения от большего к более мелкому. Постепенно хаос приходит в определённый порядок, Бог упорядочивает всё, разделяет сушу и море... И вот мы приходим к моменту, когда камера как бы сходится в одной точке, где Бог говорит: «Сотворим человека по образу и подобию».
Вторая глава как бы продолжает повествование первой, но перед тем, как библейское повествование переходит к процессу сотворения человека, оно как бы ретроспективно возвращается назад и говорит: «Вот как это было». Мы читаем в 4 стихе:
«Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо» (Бытие 2:4).
То, что на русский язык переведено как «Господь Бог», в оригинале звучит как Яхвэ Элоhим (יְהוָה אֱלֹהִים). И вот здесь мы встречаем другое имя Бога, четырёхбуквенное имя, которое называют тетраграмматон. Его принято произносить как «Яхвэ», «Йуд-Хей-Вав-Хей». То есть перед тем, как Писание начинает раскрывать уже личную персональную историю «Бог и человек», повествование вводит понятие вот этого имени Яхвэ. Если имя Элоhим ассоциируется с тем, что Бог - Творец, могучий, мощный, неограниченный, всемогущий, Законодатель всего, то имя Яхвэ, исходя из того, что мы видим в Писании, это не просто титул, это выражение сущности того, Кто есть наш Бог. В книге Исход русский текст переводит имя Яхвэ как Сущий. Это говорит о некоей вечной стабильности этой Личности, «Сущий, Тот, Который поддерживает бытие».
Если бы мы использовали, например, лингвистические изыскания разных специалистов в этой области, мы обнаружили бы интересный феномен, который связан с этим именем Яхвэ. Во-первых, имя Яхвэ впервые открывается перед рассказом о сотворении человека. Почему? Человек - единственное творение, которое наделяется Богом свободой выбора. У нас есть рефлексы, как и у животных. Но у нас есть совершенно другого уровня мыслительная деятельность, у нас есть стремление осознания себя, своего места в этом мире. У нас есть Богом поставленные цели и задачи. Но, помимо нашей физиологии, мы имеем удивительное свойство свободы выбора.
Интересно, что прежде создания этой личности со свободной волей, Адама и Евы, Бог открывает Себя не только как Законодатель, не только как Тот, Который ставит законы, а значит имеет право и спросить с нас за исполнение этих законов, но помимо этого Он раскрывает Себя как Яхвэ. Из того, что я нашёл, это слово означает буквально «Тот, Который устанавливает или обновляет бытие всё время». Его имя можно было бы перевести как «становящий». Не просто некая константа «Сущий» (вчера, сегодня и во веки Тот же). Имя Яхвэ - это больше, чем просто основа бытия или мироздания. Да, Он вчера, сегодня и во веки Тот же. Он Тот, Кто живёт вне времени. Он Владыка этого пространства и времени. Он знает и прошлое, и настоящее, и будущее, Он его формирует, Он живёт вне его, Он не подвластен законам пространства и времени. И вместе с этим Бог обладает удивительным свойством, раскрывающимся в имени Яхвэ, свойством устанавливать новое бытие, или обновлять бытие.
Почему это важно перед началом рассказа о появлении личности со свободной волей подобно Богу? Потому что Бог понимает изначально, что нам с вами, помимо законов, правил, которые нам надлежит следовать, необходимо иметь милость Бога и сопровождение Бога. И даже тогда, когда мы ошибаемся, Яхвэ - этот Тот, Который помогает нам исправлять то, что было сделано вчера, и помогает смотреть в будущее с надеждой. Он становящий и устанавливающий новую надежду, новое бытие.
И вот в эту вселенную, которая вся работает по Его законам, Бог вводит очень нестабильный элемент, и имя ему человек. И вместе с появлением человека, Бог Себя открывает не только как Судья и Законодатель, но и как Тот, Который помогает вот этой нестабильной личности, которой, к сожалению, иногда бываем все мы, смотреть вперёд с надеждой. Он помогает нам увидеть Его характер, Его природу как Отца, который говорит: «Сын Мой, дочь Моя, Я иду с тобой в завтрашний, в следующий день. Я верю в то, что следующий день будет лучше, чем предыдущий, держись за имя Моё, призывай имя Моё. Я не только Сущий, Я не только знаю, что было, что есть и что будет, Я Тот, Который устанавливает, что будет. И ты, человек, Мой сын, Моя дочь, ты тот, с кем Я хочу устанавливать то, что будет завтра». Мы призваны Богом участвовать в этом формировании будущего наших семей, городов, стран. Бог сделал нас соучастниками Его великого труда.
Возвращаясь к сказанному ранее о той крайности, когда мы человека ставим во главу угла и пытаемся Бога рассмотреть как инструмент для себя, следует понимать, что есть и другая проблема - это проблема религиозного взгляда, неживого взгляда на Писание. Она заключается в том, что мы низводим роль человека до пассивной и незначимой. И это тоже ошибка. Мы должны увидеть и понять, что Бог сотворил нас как партнёров для Себя в этом процессе жизни, в этом процессе мироздания. Бог создал миры, удивительную планету, Он населил нас, и Он перед нами поставил определённые задачи. У нас с вами есть честь быть частью удивительного божественного плана на этой земле.
В этой главе мы также читаем и об искушении Адама и Евы, и о грехопадении, и о появлении детей у Адама и Евы, о первом грехе убийства. Дальше в пятой главе мы читаем о появлении Шета (Сифа), читаем о том, как человечество распространилось по земле и развивалось. И мы видим, как вместе с человечеством распространяется определённая проблема, называемая грехом.
Мы как люди так сильно сконцентрированы на грехе, на проблеме, на том негативном опыте, на тех греховных последствиях, к которым привёл опыт Адама и Евы. И читая текст, мы именно это часто подмечаем более всего. Хотя изначально Бог заложил в наше с вами бытие на земле такие цели и задачи, которые, действительно, человеку оказывают честь. Если Бог после Адама и Евы не уничтожил этот мир, если Господь не остановил развитие человечества, если даже после потопа Бог всё равно сохранил человечество в восьми душах, значит Бог не отменил изначальные замыслы и планы, которые у Него есть для человека.
И в этом я усматриваю великую надежду и великое благословение. Несмотря на то, что человечество выбрало идти своими путями, несмотря на то, что, как потом Исаия скажет: «Все мы блуждали, как овцы, каждый совратился на свою дорогу» (см. Исаия 53:6), тем не менее Божьи цели, задачи, назначения для тебя и меня на этой земле Бог, я верю, не отменил.
Мы удлинили свой путь, мы усложнили свой путь как люди. Но вместе с этим, читая эту недельную главу, я вижу великую силу Божьего призвания, которая больше, чем сила греха, стремящегося разрушить человека. Сила Божья и планы Божьи в итоге могущественнее и несоизмеримо больше потуг врага остановить этот план. Кто-то может подумать: «Космос, мироздание, тысячи лет назад, Адам, Ева... Что мне до этого?» Но я хочу, чтобы каждый из нас сегодня увидел себя в этих строках:
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу» (Бытие 1:28-29).
Нам кажется, что если мы скажем: «Да, Боже, я хочу, чтобы ты меня сделал человеком значимым, человеком, который обладает влиянием, властью и силой в исполнении Твоей воли», то это несмирённо. Друзья мои, это ничего общего не имеет со смирением или несмирением, когда мы говорим Господу: «Боже, веди меня Твоим путём». Когда Сын Божий пришёл на эту землю и сказал: «Я исполняю то, что Отец Мой Мне говорит делать», при этом Он творил великие чудеса. Писание говорит, что Сын Божий, Иешуа смирился. Поверьте, что и нас чаша смирения не минует. Но это не значит, что когда Иешуа смирялся, Он не проявлял славы Божьей или не осознавал того, для какой великой миссии Он был избран. Он это понимал, Он это делал, Он жил ради этой миссии, хотя и шёл путём смирения. Также и мы должны идти путём смирения за нашим Иешуа, при этом понимая, что каждый из нас на этой земле Богом поставлен, чтобы являть Его.
Шимон Поздырка, раввин общины «Бней Брит Хадаша», Кишинёв
Источник: ShomerTV