Сегодняшняя недельная глава называется Кдошим (святые), потому что она начинается словами «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Исход 19:1-2). В ней мы читаем известные благословенные наставления, которые актуальны и сегодня. И посреди этих наставлений мы неожиданно находим вставку про мирную жертву (шломим).
Почему же посреди текста, который говорит о почитании отца и матери, о сохранении Шабата, о заботе о бедном и других важных законах, вставлен кусок текста о жертвах? Ведь о жертвах мы читали в начале книги Левит. Почему же эти постановления попали между заповедями об отношении между ближними?
Мирная жертва не была обязательной жертвой, она приносилась добровольно. Во время её приношения определённая её часть отдавалась священнику, отдельные внутренности воскурялись на жертвеннике, а остальная туша принадлежала жертвователю. И он её должен был есть не более, чем два дня. Иначе жертва не приносила того, зачем она была нужна, то есть благоволение: «Когда будете приносить Господу жертву мирную, то приносите её, чтобы приобрести себе благоволение» (Левит 19:5).
Оказывается, эта жертва каким-то образом должна была передать человеку добрую волю, то есть благоволение Небесного Отца. И из Писания мы знаем, что такие жертвы собирали вокруг всю семью. Например, вспомните историю о Давиде в 1 Царств 20, когда Саул праздновал два дня новомесячие. В новомесячие было принято приносить мирные жертвы и собирать людей. Они вместе кушали и проводили время. А Давид попросил Ионафана прикрыть его и сказать, что его семья позвала его на семейное жертвоприношение. Мирная жертва приносилась или как обет («Я буду приносить Богу жертву с такой-то регулярностью, столько-то раз»), или же это была мирная жертва, посвящённая какому-то празднику. Она приносилась от лица коллектива, семьи.
Семья должна была встретиться вместе и есть за одним столом. И то, что происходило там, должно было раскрыть волю нашего Бога, любовь, Его присутствие, единение и шалом. Люди собирались вокруг этой жертвы и вкушали её для того, чтобы отношения между ними становились шаломными - гармоничными, целостными. То есть хотя бы раз в месяц на новомесячие семья собиралась вместе, вместе ели, пили, общались. Для меня собраться на два дня вместе всей семьёй - это мечта.
Но вот что ещё интересно в этой жертве:
«Если же кто станет есть её на третий день, это гнусно, это не будет благоприятно; кто станет есть её, тот понесет на себе грех, ибо он осквернил святыню Господню, и истребится душа та из народа своего» (Левит 19:7-8).
Эта жертва была не только поводом собраться, быть в единстве, но она должна была достичь определённой цели. Нельзя было просто прийти, поесть. Должно было раскрыться Божественное благоволение. Если люди нарушали законы, благоволение не приходило. Они должны были прийти, чтобы установить гармоничные отношения, во-первых, с самим Богом, почитая Бога, потому что это жертва, прошедшая через Храм. И намерения человека в данной ситуации имели огромное значение. Традиция подчёркивает, что тот человек, который приносил жертву шломим, как и любые другие жертвы, он не мог это делать просто механически.
К сожалению, часто люди, не очень глубоко желающие понять богатство Священного Писания, подходят поверхностно и говорят: «Да что там те евреи? Жертву принёс - делами всё заслужил». Еврейская традиция всегда порицала такой подход. Человек обязан был направить своё сердце к Богу, будь то жертва за грехи или жертва мирная - не имеет значения. Да, в истории Израиля были периоды, когда такой религиозный формализм имел место, даже в жизни священников, но это никогда не было нормой и образцом для подражания.
К чему же эта жертва нас отсылает? Я верю, что эти священные тексты, написанные тысячи лет назад, закладывали для нас главные, вечные принципы, по которым строятся отношения между человеком и Богом и между человеком и человеком. Да, система жертвоприношений с тех пор изменена, но на уровне вечных принципов ничего не изменилось. Давайте посмотрим, что ребе Шауль говорит коринфянам о значении причастия (хлебопреломления):
«Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду» (1 Коринфянам 11:25-34).
На мой взгляд, мы видим здесь, что жертва мирная из главы Кдошим проходит тысячу лет и раскрывается в хлебопреломлении. Итак, община собирается вместе, они вместе кушают. У нас уже нет тех жертвоприношений, которые были тогда, - Иешуа стал совершенной жертвой, и на этом строится огромная часть нашей веры. И когда мы приходим вкушать Вечерю Господню, это не просто между мною и Богом, для моих духовных отношений с Ним. По сути, причастие сегодня - это и есть та самая жертва шломим. Жертва уже принесена: у нас есть чаша и хлеб. И мы, вкушая их, утверждаем этот завет.
Но что важно, ребе Шауль говорит, что не все собрания хороши. Оказывается, не все собрания, которые мы проводим, приносят то, чего Бог хотел бы. А Бог хотел бы, чтобы мирная жертва, которую совершил для нас Наш Господь, раскрыла добрую волю нашего Небесного Отца между нами. Мы видим, что так же, как в жертве шломим, так и здесь есть ответственность за то, как люди себя ведут - как относятся друг ко другу и к самой жертве. Жертва шломим существует для того, чтобы сплести нас в одно целое, укрепить нас как общину, укрепить взаимоскрепляющие связи, чтобы мы могли распространять эту целостность Божественного Царства и благоухание нашего Господа.
Пусть Господь благословит нас, чтобы мы могли остановиться от всякой суеты, остановиться от необдуманного, поверхностного и тем более пренебрежительного отношения как к самому причастию, так и друг ко другу. Это жертва, которая принесена однажды Господом Иешуа. Мы её вспоминаем, мы от неё вкушаем по вере, и действие этой мирной жертвы будет распространяться на всю нашу жизнь.
Шимон Поздырка, раввин мессианской общины «Бней Брит Хадаша», Кишинёв
Источник: ShomerTV