Сегодняшние недельные главы, Матот («Колена») и Масэй («Странствия»), обычно выпадают в преддверии памятной даты Тиша бэ-Ав или 9 Ава. Эта дата напоминает о разрушении двух храмов, и в еврейском народе принято, с одной стороны, скорбеть о разрушении этих храмов, с другой, конечно же, молиться и ожидать созидания следующего.
Но мы знаем, что Господь в нерукотворённых храмах живёт. И я лично верю, что второй храм устранён самим Господом по причине его неактуальности, неактуальности завета, в котором было учреждено то служение. А в Новом Завете реальность Божья раскрывается в живом и динамичном храме. Потому в преддверии 9 Ава я бы хотел поговорить о храме под несколько непривычным углом.
Эти недельные главы рассказывают о странствиях и всех остановках народа Израиля в пустыне, о том, как колена должны получить свои наделы, о городах левитов и многом другом. Завершает книгу Бамидбар 36 глава книги Чисел, в которой идёт речь о специфических ситуациях с наследием земли на примере дочерей Салпаада из колена Манасии, чтобы они, выйдя замуж, не потеряли свои наследственные уделы. И возникает вопрос: «Ну, вошли в землю, хорошо. Всё равно ж все евреи. Зачем об этом говорить?»
Но на самом речь идёт больше о ценностях нашего наследия. Сама история с землёй, сам этот физический пример выступает иллюстрацией более высокой реальности, примером отношения Бога к Его земле и к тому, что Израилю позволено жить на земле Господа на определённых условиях. Очень важно, чтобы человек не потерял свой земельный надел. Это указание на то, что у каждого из нас есть наше наследие, есть наш надел.
Во-первых, есть земное наследие, земной надел, и мы можем говорить в этом контексте о разных физических благословениях. Но в большей степени, чем о физических межах наделов, я думаю, здесь идёт речь о нашем духовном наследии. В первой главе Послания к Ефесянам мы читаем о нашем наследии, полученном через Иешуа. И это наследие, которое касается прежде всего того Царства, ради которого мы существуем на этой земле.
Но я хотел бы больше обратить внимание на конец главы Матот. В 32 главе мы читаем об очень известной истории:
«У сынов Рувимовых и у сынов Гадовых стад было весьма много; и увидели они, что земля Иазер и земля Галаад есть место годное для стад; и пришли сыны Гадовы и сыны Рувимовы и сказали Моисею и Елеазару священнику и князьям общества, говоря: Атароф и Дивон, и Иазер, и Нимра, и Есевон, и Елеале, и Севам, и Нево, и Веон, земля, которую Господь поразил пред обществом Израилевым, есть земля годная для стад, а у рабов твоих есть стада. И сказали: если мы нашли благоволение в глазах твоих, отдай землю сию рабам твоим во владение; не переводи нас чрез Иордан» (Числа 32:1-5).
Знакомая ситуация. У Господа есть цели, есть Его воля, есть Его намерения, которые Он собирается осуществить через Свой народ сначала для Израиля, а потом через Израиль для всего человечества. У Бога есть Свои планы. И Он говорит: «Весь народ должен зайти в землю, завоевать её, и все должны перейти Иордан». И тут появляются 2,5 колена - колена Рувима, колено Гада и половина колена Манасина - они приходят к Моисею и говорят: «Слушай, давай мы никуда не пойдём. Здесь хорошо, у нас здесь есть возможность расти и самореализовываться». И Моисей на это реагирует, мягко говоря, эмоционально, о чём мы читаем в следующих стихах.
Итак, в конце путешествия у этих людей созрела идея. Написано, что они увидели, что земля эта подходит для их целей, для их образа жизни, и они приходят с инициативой. И вот что интересно, как реагирует Моисей. Он просто останавливает их и говорит довольно прямолинейно и резко. Он начинает выговаривать им все свои опасения. Он припоминает им ту ситуацию, которая предшествовала 40 годам, когда они стояли на границе и когда 10 разведчиков ослабили дух народа. «О чём вы говорите? Что, опять? Вы хотите, чтобы мы ещё 40 лет ходили?»
Интересно понаблюдать за самим диалогом, за его предметом, за его целями. Два с половиной колена приходят с инициативой и говорят: «Вот, что мы предлагаем». Если подумать, то это предложение выгодно абсолютно всем: они остаются здесь, и та земля, которую бы они заняли в земле Ханаана, за Иорданом, освобождается для других колен.
Но Моисея не интересует то, что земли будет больше. Он думает о целях Господних. Он переживает о том, что будет происходить с народом, переживает о том, чтобы не произошла повторная ошибка. Его ревность упирается в исполнение обетования. Он говорит: «Вот, земля обещанная. Это часть великого плана. Если вы не войдёте в землю, если вы ослабите, деморализуете Божий народ, демотивируете его, весь Божий план нарушится. Вы готовы поставить под удар то, что началось с Авраама, Исаака и Иакова?»
Если бы я находился там, как бы я на это отреагировал? Сегодня как человек 21 столетия я бы подумал: «Моисей, чего же ты такой жёсткий, такой грубый?» Есть такое понятие «поколение снежинок». Это выражение описывает поколение людей, детство которых пришлось на начало 21 столетия. Снежинки - это что-то очень хрупкое и недолговечное. Принято считать, что это поколение снежинок характеризует, во-первых, абсолютная убеждённость в своей уникальности и глубокий эгоцентризм, и, во-вторых, полное неприятие альтернативного мнения.
К примеру, всю историю образования университеты были местом столкновения мысли, местом, где люди оттачивали способность думать. Они учились друг у друга не только благодаря лекциям, а и благодаря тому, что они вступали в диалоги, учились анализировать, подбирать факты, аргументировать.
Сегодня в западных университетах студенты этого поколения стали выступать против приглашения профессуры, имеющей альтернативный взгляд на те или иные вопросы жизни, культуры, политики. Это такое странное двойственное мышление. С одной стороны, это поколение, которое больше всего говорит о толерантности и политкорректности, а с другой стороны, оно напрочь отрицает принятие другой точки зрения.
Если бы сыны Рувима и Гада жили в 21 столетии, они бы сказали: «Моисей, не важно, что ты думаешь. Нам здесь классно, мы будем здесь. Идите, куда хотите. До свидания». А Моисей бы сказал: «Здорово! Пока!» И все бы разошлись.
И вот о чём я думаю сегодня. Не становимся ли мы настолько изнеженными, избалованными, что слова нам не скажи, что если что не по нашему взгляду, не по нашей воле, у нас начинается резкое отторжение, мы начинаем сомневаться, что наш наставник, лидер, руководитель служения вообще ведом Духом. «Он такой резкий. Как можно в Духе Святом так резко говорить?» Слава Богу, что эти представители двух с половиной колен не отреагировали так. Они не закрылись к тому, что говорит Моисей. Они услышали его и сказали: «Моисей, мы не снимаем с себя обязательства. Мы хотим быть частью народа Божьего».
Очень хочется, чтобы мы учились быть стойкими в Божьем Царстве, в Божьих целях, не давая миру и этому врагу превратить нас из Божьих посланников в кучу снежинок, зацикленных на себе, на своей красоте, на собственном едином правильном мнении, хочеться, чтобы мы становились людьми, которые в Божьем Царстве, даже имея различные мнения, предложения, альтернативные варианты, учились слышать и понимать волю Божью напрямую или через лидеров, служителей, даже если нам кажется, что с нами разговаривают или относятся к нам неподобающим образом.
Эмоциональная окраска, с которой говорит Моисей, связана с тем Божьим планом, который был ему поручен, а не лично с тем, что Моисею не нравились сыны Рувима и Гада. Представьте себе ситуацию. Вы приходите с какой-то мыслью, идеей к своему лидеру, наставнику, пастору, другу, мужу, жене и говорите: «Слушай, есть такая идея». И в ответ вы получаете ту реакцию, которую не хотели. Иногда так бывает. Когда люди реагируют на наши предложения не так доброжелательно, как нам бы хотелось. И какой будет наша реакция?
Одна часть картины с сынами Гада и Рувима - это конечно же их неправильные мотивы. Но тем не менее, их реакция на то, что Моисей высказал, была очень спокойной и здравой. Они сказали: «Моисей, давай искать выход вместе».
В каждой Божьей общине, Божьей семье, у всех нас есть цели, данные Богом не просто лично, персонально каждому, а прежде всего, всем вместе как Божьему народу. Божественные цели, данные Его народу, приоритетнее и выше тех целей и задач, которые Он даёт персонально каждому из нас. В 1 Коринфянам 12-14 Павел рассуждает о Божьем народе и говорит, что каждый из нас - часть Его тела. Из его аналогии мы знаем, что без пальца тело будет жить, без глаза тело будет жить, но глаз без тела и палец без тела - нет.
Итак, мы видим правильную реакцию сынов Израиля, которые вступают в этот диалог с Моисеем, и Моисей успокаивается, и говорит:
«Стройте себе города для детей ваших и дворы для овец ваших и делайте, что произнесено устами вашими» (Числа 32:24).
И подобно сынам Рувима нам очень важно понять, что если Господь нам открывает и показывает, что для нас есть какие-то новые сферы, новые возможности для развития, то мы не вправе сложить с себя свою первостепенную ответственность перед всем народом Божьим. Мы должны нести её, и в последствии будет дано то, что мы увидели как возможность развития.
Иешуа говорит об этом очень чётко в Евангелии от Луки. Он говорит: «Кто верен в чужом, тому будет вверено своё. Кто верен в малом, на большее будет поставлен». Но сегодня люди не очень охотно поддерживают идею, что есть интересы выше моих личных.
Друзья, если в нашей жизни, в нашем мироощущении ценности и цели Божьего Царства не на первом месте, у нас с вами неизбежно возникнут духовные сложности и трудности в хождении с Богом, во взаимопонимании с народом Божьим, с Божьими слугами, с нашими наставниками. Очень важно внутри своего сердца, своего разума утверждать истину, что приоритеты Божьего Царства выше моих личных приоритетов.
Когда старший служитель приглашает вас, доверяет вам что-то, то это шаг доверия вам не от человека, но от Бога. И когда нам предлагают что-то делать, принять в чём-то участие, когда нас вовлекают, - это не просто потому, что где-то не хватает кадров, или кому-то очень хочется занять наше свободное время, но это Господь нам с вами поручает, открывает нам честь стать верными Ему в малом и расти от малого к большему, от чужого к своему. Но своему, опять-таки, в контексте общего.
Несмотря на то, что слова сынов Рувима и Гада выдали их свои собственные мотивы, ещё и зацикленные в большей степени на овцах, чем на собственных детях, Моше, видя их готовность и верность целям всего Израиля, говорит: «Хорошо, вы идёте со всеми. Пойдет каждый из вас вооруженный за Иордан. И если вы это сделаете, нет проблем, эта земля будет ваша» (см. Числа 32:20-24).
Этот конфликт интересов разрешается очень интересным образом. Во-первых, установлением общих целей и напоминанием: «У нас есть обетования. Мы часть Божьего плана ещё от Авраама. Мы должны войти в эту землю, утвердить здесь Царство Господа». И во-вторых, диалогом и предложением своих вариантов решения: «Мы не отказываемся, мы будем частью».
Когда мы попадаем в конфликтные ситуации, и есть разница интересов, или же у вас есть какая-то интересная инициатива, которая не принимается сразу, не надо об этом переживать. Первое, что нужно, установить общие цели, для того, чтобы этот конфликт был разрешён. И важный момент: мы ищем благословение для обеих сторон, мы ищем разрешение ситуации таким образом, чтобы каждая из сторон, как эти два с половиной колена и другие десять, были благословлены и оставались единым целым.
Поэтому, друзья, давайте не будем снежинками, и, попадая в такие ситуации, давайте хранить в своём сердце убеждение, что интересы Царства Божьего первостепенны и приоритетны по отношению к моим. И когда мы так настроены, мы сможем найти выход, найти Божественное решение в любой ситуации, так, чтобы Царство Божье было прославлено, и был прибыток, а не поражение.
Шимон Поздырка, раввин мессианской общины «Бней Брит Хадаша», Кишинёв
Источник: ShomerTV