Когда приближаются какие-то памятные и трагические даты, перед нами как верующими часто встаёт вопрос: помнить или забывать? С одной стороны, в Библии есть ряд мест, которые говорят о том, что нам нужно забыть своё прошлое, отвернуться от него, что нам не нужно смотреть назад и жалеть о прошлом. С другой стороны, особенно в мессианском служении, мы часто говорим о том, что нам нужно помнить историю, говорить об этом, учить этому людей, потому что, если не помнить историю, то её можно повторить. И здесь начинается определённый внутренний конфликт: «Подождите, так нам нужно забыть своё прошлое, потому что оно смыто кровью Иешуа? Или нам нужно помнить своё прошлое?»
Конечно, если мы не покаялись, то наше прошлое не омыто кровью Иешуа. Или, если мы покаялись общей молитвой покаяния, но не покаялись за конкретные вещи, за которые надо отдельное покаяние, то, разумеется, об этих вещах нужно помнить. Зачем нам помнить об этих ужасах, зачем нам помнить об этих грехах? Более того, мы читаем в Послании к Евреям:
«И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться» (Евреям 11:15).
То есть, если мы будем иметь в мыслях, держать и прокручивать в своём разуме то отечество, из которого мы вышли, тот Египет, тот Вавилон, то тогда у нас будет возможность, время вернуться в это прошлое. Другими словами, если мы держим в своем фокусе прошлое, вспоминаем, какие мы были, позволяем врагу убедить нас, что мы не изменились, что эти старые реакции, чувства, желания, похоти, стремления, цели всё ещё присутствуют в нашей жизни, тогда, как написано, у нас может появиться возможность ещё раз вернуться в то отечество, а, может, и застрять там навсегда. Писание довольно строго предупреждает нас об этом.
И тут же мы говорим: «Надо помнить, чтобы жить. Надо помнить, чтобы никогда больше не повторилось. Более того, помнить самим и другим напоминать». Где же истина? И что делать?
На самом деле, здесь нет никаких противоречий, как и во многих вопросах Библии. Мы знаем, что Библия, с первого взгляда, кажется довольно противоречивой книгой. Например, с одной стороны, в ней говорится о том, что Господь любящий, долготерпеливый, милостивый, что Он прощает и желает отношений с нами. С другой стороны, мы читаем о том, что Он огонь поядающий, Царь, справедливо судящий, Бог, Который отправляет в ад людей, которые не приняли Его жертву и не покаялись, Бог, Который в Ветхом Завете давал повеления убивать огромное количество людей, чтобы искоренить зло с этой земли, чтобы это зло не коснулось Его избранного народа. И таких кажущихся противоречий очень много. Но мы знаем, что это не противоречия, а это реальные вещи, которые нужно рассматривать в контексте.
Поэтому, если мы говорим о своих грехах, о своём прошлом, о своих похотях, то не нужно ворошить прошлое и снимать с креста своего ветхого человека. Не нужно рассматривать те вещи, которые доставляли нам плотское удовольствие, не нужно погружаться в эти воспоминания, насладжаясь ими.
У меня есть один знакомый брат, который для того, чтобы пережить и почувствовать то, что чувствовали его еврейские предки, когда их во время Второй мировой войны везли в концлагеря, залазил в товарные вагоны и сидел там ночью. Но в подобных действиях есть искушение вернуться к горечи, обидам, страху, смущению, поражению. С другой стороны, я помню историю из личной жизни. Когда я последний раз был в Освенциме лет 5-6 назад во время молитвенного тура с нашими американскими друзьями, один брат предложил помолиться и совершить хлебопреломление на пересылочной станции между первым и вторым лагерями Освенцима. Во время этого хлебопреломления нас окутало сильное Божье присутствие. И вот под этой Божьей шехиной мы пошли в лагерь смерти, ходили там и молились. И такое было ощущение, что ты вроде бы возвращаешься в это прошлое, понимаешь и помнишь всё, но ты в Иешуа, ты сокрыт в Господе, ты окутан Его густым присутствием. То есть, ты возвращается в это прошлое уже не по плоти, чтобы тебя захватила горечь.
Понимаете разницу? Посещая такие места, вспоминая о таких событиях, нужно делать это не по плоти, но сокрывшись в Господе, призывая Его имя, совершая покаяние, облекшись в Его праведность, совлекшись ветхого человека и облекшись в нового человека.
Мы помним, из какой ямы достал нас Господь, но мы не оборачиваемся назад, взявшись за плуг, мы не смакуем свою прошлую жизнь. Вы можете сказать: «Хорошо, с грехами и похотями понятно. Но как же быть с такими страшными вещами, как война, как Холокост? Как такое можно смаковать?» Знаете, людям свойственно погружаться в горечь, пребывать в ней, снова и снова чувствовать себя жертвой. Это касается и личных вещей. Я не раз отмечал в своей жизни и жизни других людей, что когда у человека есть какая-то рана, он снова и снова об этом говорит. Порой, бывает, это забывается, но при каких-то обстоятельствах этот вопрос снова поднимается, и ты снова начинаешь об этом думать, говорить. А это свидетельствует о том, что нет исцеления, нет покаяния, нет прощения, нет совлечения ветхого человека и обличения в нового человека. Именно поэтому так важно молиться за евреев, особенно за тех, кто пережил Холокост. Их всё меньше и меньше остаётся на этой земле. И особенно важно молиться за их потомков, которые носят в себе эту горечь, этот страх.
Нам нужно помнить и анализировать ошибки прошлого, чтобы никогда больше не повторилось ни в нашем народе, ни в нашей семье, ни в нашей личной жизни никаких духовных или физических трагедий. Но это опасно, если мы не совлеклись ветхого человека и не облеклись в Иешуа Мессию. Только разобравшись с подобными воспоминаниями, пустив в них Иешуа, мы сможем обрести трезвый взгляд, трезвые ощущения, трезвое восприятие, и сможем жить и учить других, проводя их этим путём исцеления, восстановления и ясной памяти, чтобы снова не повторять ошибок. Мы не отрешаемся прошлого. Мы ясно помним, от чего Бог нас избавил. И мы ясно помним, что может быть, если мы будем отворачиваться от Господа.
Юрий Берёза, старший служитель КЕМО
Источник: ShomerTV