Ранее мы говорили о том, что раввины постарались стереть истинную историю Хануки, вывели из еврейского обихода книги Маккавеев и фактически создали новый праздник на основании восьмидневного праздновании. Почему же они ничего не говорят об истинных корнях Хануки и о великих освободительных войнах? И не просто освободительных национальных, политических или государственных, а освободительных духовных. Причина простая: об этом уже говорили предшественники раввинов - фарисеи, и это привело к плачевным результатам.
Первое серьёзное восстание против римской оккупации - Первая иудейская война (66 - 73 годы) - была массово поддержана практически всеми основными религиозными партиями. В ней участвовали не только зилоты (ревнители) и сикарии (кинжальщики), но и фарисеи, и саддукеи. После того, как эта война превратилась в гражданскую, а зилоты, сикарии и другие совершенно обезумевшие от крови стали истреблять священников, князей Израиля и друг друга, тогда фарисеи и саддукеи старались бежать из Иерусалима.
Что же было вдохновляющим примером для восставших? Именно восстание Маккавеев. Все ожидали, что, как тогда Бог стал на сторону Маккавеев и из этой горстки образовал победоносную Божью армию, сокрушившую мощное языческое ярмо над Израилем, так Он поступит и сейчас. Кроме того, Иудея и Галилея были густонаселёнными областями, и у них был тот опыт, которого не было у Маккавеев, и было оружие. Первые сражения были очень успешными: римский легион был разгромлен, даже часть римлян перешла на сторону восставших. Все были вдохновлены и ждали, что Бог будет действовать и дальше.
Однин из лозунгов зилотов был: «Только Бог наш царь». Кстати, когда Пилат с насмешкой говорил толпе и священникам: «Вот я вывел к вам вашего Царя», а они ответили: «Нет у нас иного царя, кроме Кесаря», они лукавили. Потому что практически все иудеи действительно хотели, чтобы возобновилось Божье теократическое правление над Израилем.
Важно отметить, что в начале этой войны Храм принадлежал иудеям, и в нём было законное богослужение. Римская власть почти не вмешивалась в дела Храма. Это серьёзное отличие от ситуации Маккавеев, ведь они начали войну, когда Храм был осквернён идолами и языческими жертвоприношениями. Тем не менее, Маккавейские войны стали образцом и вдохновением для Первой иудейской войны.
Первая иудейская война закончилась страшной катастрофой. Не просто худшей оккупацией, а разрушением Иерусалима, гибелью около миллиона иудеев, пленом сотен тысяч других, разорением страны и, самое главное, разрушением и сожжением дотла главной святыни - Храма. Это было страшным ударом для всех, хотя это и предсказывал Иешуа, и в поддержку Его предсказания Бог дал совершенно явные и видимые всем знамения того, что Его присутствие ушло из Храма и скоро близится его окончательное разрушение.
Священники и фарисеи были в таком шоке, что в течение целых десятилетий они не смогли придумать никаких нормальных объяснений этому. Ни в каких раввинских записях, которые позже вошли в Талмуд, в мидраши, нет ссылок на объяснения первых десятилетий после разрушения Храма.
Конечно, это подорвало надежду на то, что Бог повторит чудо Маккавеев. Подорвало, но не уничтожило. Духовные вожди Израиля пытались разобраться и понять, что же нужно сделать для восстановления Храма. Один из главных духовных вождей хранил у себя пепел рыжей телицы и совершал своё освящение в течение ещё двух-трёх десятков лет после разрушения Храма. Всё это было в надежде на скорое освобождение и восстановление.
Насколько можно судить, духовные вожди Израиля сравнивали Маккавейские войны и эту катастрофическую войну и видели отличия. Первое отличие было в том, что, когда началась Первая иудейская война, никто не мешал храмовому богослужению. Второе отличие - это страшное разделение в народе. В то время было множество партий, противостояние между ними и взаимная ненависть, которую позже назвали «синат хинам» («беспричинная ненависть»).
Выражение «беспричинная ненависть» - это по сути цитата Иешуа, Который сказал: «Говорю вам, что возненавидели Меня напрасно», то есть беспричинно (см. Иоанна 15:25). Её корень - это то, что вожди Израиля возненавидели Спасителя, и за ними пошло большинство народа.
Последователи фарисеев решили убрать всякие предпосылки к разделению. Они начали работу по унификации иудаизма, то есть по превращению его в одну религиозную партию, где все должны слушаться раввинов, в результате чего они фактически смогли создать новый иудаизм.
Всё это они делали в подготовке к великому восстановлению Храма. Надежды на то, что к этому может привести новое вооружённое восстание, не ослабевали не только в Иудее, но и в диаспоре. Во 2 веке при императоре Траяне произошли сильнейшие восстания в странах диаспоры. В результате иудеями были убиты сотни тысяч язычников, а потом были убиты сотни тысяч иудеев. А Иудея и духовные вожди продолжали готовиться и искать того, кто мог бы стать реальным претендентом на роль лидера и объединить народ.
В это время воцаряется император Адриан. Он объезжает империю и начинает подготовку к тому, чтобы превратить Иерусалим в один из имперских городов с храмом Зевса и Юпитера. Даже название Иерусалима было изменено на Элиа Капитолина. Стало ясно, что Адриан Храм не восстановит, а наоборот, святое место будет осквернено. Шла подготовка в восстанию, и на этот раз в Израиле весь народ был един, кроме тех евреев, которые верили в Иешуа.
Но и уверовавшие в Иешуа переживали за свой народ. Они знали, что Храм восстанавливать уже не нужно, что Мессия принёс совершенную жертву. Но они были патриотами по-своему, и в Иерусалиме бессменно находилась достаточно сильная мессианская община. Историк церкви Евсевий пишет, что до 132 года (начала восстания Бар-Кохбы) все епископы Иерусалима были обрезаны. То есть это была большая и влиятельная еврейская мессианская община, несмотря на усилия раввинов.
И вот начинается восстание. Единство было потрясающим, гораздо большим, чем при Маккавеях. Тайно была подготовлена огромная армия, была накоплена масса оружия, были построены подземные туннели, убежища, склады. А самое главное - появился один единственный вождь, которого раби Акива провозгласил Мессией, Бар-Кохбой, то есть «сыном звезды», согласно пророчеству в Торе. Весь народ принял его мессианство, кроме мессианских евреев. Тогда Бар-Кохба начал преследовать мессианских евреев, и многие из них бежали. Целый ряд первых сражений иудеи выиграли, разгромив многочисленные римские войска. По некоторым сведениям, они даже освободили Иерусалим и, может быть, начали подготовку к строительству Храма.
Но всё закончилось более страшной катастрофой, чем Первая Иудейская война. Миллионы жертв, с лица земли стёрты сотни поселений и десятки городов, земля Иудеи опустошена, и уже не только Храмовую гору, но и весь Иерусалим сровняли с зёмлей и посыпали солью. А иудеям было запрещено не только приходить в Иерусалим, но даже появляться на таком расстоянии, на котором они могли бы видеть город.
В результате духовные вожди Израиля окончательно потеряли надежду на восстановление Храма и прежнего библейского иудаизма, надежду на освобождение, на военные успехи и на то, что Бог будет на стороне Израиля во время какой-либо войны даже со святыми целями. Потому они не только потеряли интерес к реальной истории Маккавейских войн и Хануки, но и постарались, чтобы и рядовые евреи забыли об этой священная войне, в которой Бог дал победу Своему народу в ужасных обстоятельствах, чтобы народу никогда в голову не пришла мысль, что у них снова это может получиться.
Конечно, есть и скрытые мотивы. Они связаны с приходом Мессии Иешуа в Храм на Хануку. Дело в том, что Маккавейская война была прологом к явлению Мессии. Без победы Маккавеев Ему некуда было бы приходить. Фактически Ему негде было бы родиться и совершить Своё земное служение. Маккавейская война по сути своей была мессианской войной.
Духовные вожди Израиля понимали это в какой-то мере. Когда Мессия явился, они Его отвергли. И последующие войны были войнами, которые должны были доказать, что Мессия ещё не пришёл, что Иешуа - не Мессия, а самозванец, а именно они - исполнители Божьей воли.
После поражения Второй иудейской войны раввины сказали, что лжемессия Бар-Косба - это не Бар-Кохба (сын звезды), а Бар-Косиба (сын лжи). Но во время войны они не просто его поддержали, но утверждали, что он Мессия, и подняли его как вождя всего Израиля. Это вторая серьёзная неявная причина, почему раввины затушёвывают истинную историю Маккавейских войн.
Вот почему ортодоксальный иудаизм как бы стесняется этой священной войны и уклоняется от её правильной оценки. В следующей заключительной статье мы поговорим о том, как менялось отношение к Маккавейским книгам в иудаизме и христианстве.
Борис Грисенко, раввин КЕМО
По материалам семинара «Уроки Хануки для нашей жизни»