В 23 главе книги Левит в повелении о Празднике Кущей есть интересные стихи, на которые я хотел бы обратить ваше внимание:
«В кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Левит 23:42-43).
То есть праздник Суккот связан с Исходом и не просто потому, что Господь повелел Моисею у горы Синай его праздновать. Но этот праздник связан с конкретными историческими событиями самого путешествия израильтян по пустыне, с тем временем, когда израильтяне фактически были беззащитны сами по себе.
Яркий пример этому описан в 17 главе Книги Исход. Обычно этот эпизод войны с амаликитянами рассматривают отдельно, автономно, но на самом деле всю 17 главу надо смотреть как цельный отрывок. Этому нападению амаликитян предшествовало то, что израильтяне возроптали на Господа: «Нет воды» и так далее. Господь повелел Моисею, и Моисей дал народу воду из скалы. Но обратите внимание на сам факт ропота против своего Божества.
И поймите правильно, в менталитете того времени каждый народ, каждый род, каждая семья имели своих богов-покровителей. Всё общество было религиозным. Там не было атеистов в современном смысле этого слова. И за израильтянами, за их Исходом из Египта, за их переходам по пустыне, видимо, очень тщательно следили народы, потому что то, что сделал Бог с Египтом, аналогов этому не было ни тогда, ни пока что после. Ещё один яркий пример описан во 2 главе книги Иисуса Навина. Израильтяне подходят к Иерихону, а Раав говорит им: «До нас дошли слухи...» (см. Навина 2:9-10). То есть слава о Боге распространялась впереди Израиля, а народы следили за Израилем, за его духовным состоянием.
В данном случае, в примере с амаликитянами, израильтяне возроптали против своего Покровителя (храни нас Бог от подобного!), а амаликитяне решили: «Ага, мы сейчас этим воспользуемся» и напали на израильтян. Но не тут то было. Даже если Господь гневается на Свой народ, наказывает Его, это не значит, что Он Свой народ отверг. Независимо от духовного состояния Его народа, Господь Сам будет разбираться со Своим народом, и Он с нами разбирается, Он разбирается с Израилем. Но восставать против Божьего народа не стоит.
И, возвращаясь в 23 главу книги Левит, в заповедь о праздновании Суккота, мы видим повеление Господа израильтянам и нам помнить этот переход через пустыню, помнить, что сами по себе без Господа мы просто, мягко говоря, несостоявшиеся. Когда надеяться на себя, на свою защиту не приходится, можно надеяться только на Божий покров. Речь идёт о доверии Господу.
В современной еврейской традиции есть предписание для тех, кто строит кущи, что нельзя строить кущу или шалаш таким образом, чтобы была сплошная крыша, она обязательно должна быть дырявой, как говорят, чтобы было видно небо. Это очень хороший символ, напоминающий нам о том, чтобы мы устремляли свой взор на Господа, чтобы ничто не становилось между нами и Ним. Потому что между Господом и нами ничего нет, никакой преграды, преграда между нами и Господом появляется, только если мы её сами воздвигаем.
Праздник Суккот связан с конкретными историческими событиями, с путешествием Израиля по пустыне. Так получилось, что это путешествие затянулось на 40 лет, но тем не менее, Господь Свой народ не покинул и сопровождал его, как мы знаем, днём в столпе облачном, ночью в столпе огненном. И Божье присутствие было явно для израильтян и днём и ночью.
Ещё одно замечание. Когда идёт речь о том, что израильтяне жили в пустыне в шалашах, стоит помнить, что шатёр на древнем и, я думаю, современном Востоке - это очень сложное сооружение. Это не просто как палатку натянуть и забить колья. Это действительно очень сложное сооружение, чтобы, если пылевая буря, не намело песку, и чтобы никакая живность не заползла, особенно ядовитая. А мы читаем, что израильтяне двигались за Божьим присутствием, за столпом облачным, за столпом огненным. И бывало, что, когда столп Божьего присутствия останавливался на длительное время, израильтяне располагались станом. Но они не знали, когда этот столп подвинется и пойдёт дальше. Это могло быть несколько месяцев, это могла быть неделя, а мог быть и день. Тут уже развернуть шатёр не всегда получалось. Поэтому трудно понять, как это выглядело - сукка, куща или шатёр израильтян во время их путешествия пустыней.
Игорь Русняк, учитель Мессианской библейской школы КЕМО
По материалам семинара «Сто вопросов о празднике Суккот»