Если бы не было Хануки, не было бы Рождества. Если бы евреи тогда не противостали греческому нашествию, они были бы все уничтожены - не родились бы Елизавета, Захария, Мирьям, все еврейские герои Рождества. Физически еврейского народа не было бы. Или он мог бы сохраниться физически, но растворился бы в море язычников.
Это интересно, потому что войны тогдашнего времени касались завоевания народов. Но целью Маккавейской войны было отстоять свою веру и сохранить свою идентификацию. Потому что один из указов Антиоха касался запретов самого святого - изучения Торы, жертвоприношений, обрезания, праздников, что для евреев было заповедью - коридором, по которому Бог вёл их уникально как народ.
Это была первая религиозная война в истории человечества в полном смысле этого слова. И это были первые мощные религиозные преследования в истории человечества. Не случайно языческий мир в лице одной из тогдашних грозных империй напал на маленькую подвластную Иудею, у которой по сути и своей армии не было. Напал с уверенностью, что тут всё заранее предрешено. Напал для того, чтобы монотеизм, библейскую веру в единого Бога, которая была тогда только у этого единственного народа, растворить в политеизме (многобожии), в идолопоклонстве, чтобы не выделялись те, которые знают Бога Израиля.
Усердие Антиоха искоренить веру отображает рьяное желание антихриста искоренять всё Божье. Он ухватился за идею того, чтобы не было служения, чтобы евреи смешались с эллинистами. И он насаждал эту идею с жестокостью. Интересно, что греческая культура того времени была добровольной и привлекательной. Но в данном случае было насаждение огнём и мечом.
Это не было предложение: «Друзья, вот наша греческая культура, посмотрите, выбирайте. У нас есть гимнастика, философия. Это интересно, красиво, модно». Но это был насильственный захват воли человека. Если говорить современном языком, иудеи были лишены свободы вероисповедания. Ходя до этого к эллинистической культуре каждый завоёванный народ просто добавлял своих божков, идолов, и было спокойное сосуществование. Но в данном случае была целеустремлённая атака на веру и на связь с Богом.
В одной современной книге еврейского автора есть такие слова:
«В наше время мы можем наглядно увидеть, каким бы было общепринятое в то время отношение к эллинизму. Когда глобальная культура отличается терпимостью и как бы просвещённостью, как сегодня, это означает, что для большинства людей их образ жизни лишён подлинного значения. Если два человека живут совершенно по-разному, но ни один из них не верит в объективную ценность своих действий, им совсем не трудно найти общий язык. Всеобъемлющая терпимость указывает на инфляцию ценностей. Только благодаря этому и становится возможным принятие чуждых ценностей, даже если они противоречат нашим собственным…
В наши дни большинство принимает глобальную культуру не потому, что верит в истинность её философских предпосылок, но просто следуя общепринятым нормам. Точно так же большинство эллинистов приняли греческую культуру не на основе веры. Для некоторых из них основополагающим принципом стала гибкость, толерантность. Другие попали под влияние современных общественных веяний. Со временем мировоззрение, основанное на идее компромисса с этим миром проникало и в души верующих людей. Постепенно они убеждались, что отношение к принципам должно строиться на следующем девизе: "В конечном счёте, я уважаю твои взгляды, ты уважаешь мои, и мы друг друга не трогаем".
Самая суть мира, который окружает нас сегодня, состоит в том, что вести переговоры и приходить к компромиссу можно по поводу абсолютно всего, так как все ценности относительны, не имеют объективного значения, все принципы равноценны, ни один из них не требует заходить слишком далеко и рисковать чем-то существенным. Празднование Хануки символизирует иной подход, который строится на признании библейской еврейской сущности, не терпящей компромиссов. Более того, он требует признать, что эта сущность кроется в душе каждого настоящего верующего».
Под эллинистами здесь имеются в виду иудеи, которые смотрели на эллинистическую культуру с завистью, почтением, и им казалось, что библейский иудаизм устарел, он дряхлый и скоро рассыпется.
Чем отличалась эта война? Она была направлена не только против греко-сирийцев, но и против эллинизированных евреев. Маккавеи боролись даже за чистоту в народе, за то, чтобы их соплеменники не были заражены этим. Дело в том, что вопрос был не в самоопределении каждого. Если народ в целом и каждый в частности не соблюдает Божьи заповеди, теряется общее благословение, сходящее свыше на евреев как на народ. Эта война была направлена на то, чтобы сохранить чистоту веры.
Более того, Маккавеи понимали, что это неравная борьба и они могут потерять свои жизни. Но их настрой был таков, что цель оправдывает эти жертвы. У них не было никакой подготовки, никакого оружия, никакой военной тактики и стратегии. Это была кучка сельских священников. И это напоминает нам времена нового завета. Каждый из нас сам по себе слаб, но Господь сказал: «Я создам церковь Мою». Божья Церковь - это собрание, может, и слабых людей, но «один прогонит тысячу, а двое - десять тысяч».
Есть мнение, что история Рождества началась не с того момента, когда Ангел обратился к Мириам (Марии), а ещё в Храме, когда Ангел обратился к Захарии и сказал ему о том, что у него будет сын Йоханан (Иоанн), который приготовит народ перед Господом. Эта пара, Иоанн и Елизавета, - это люди, сохранившие состояние благочестивого и ревностного служения Богу. А если бы всё закончилось в Хануку, такое было бы просто невозможно. Поэтому без Хануки не было бы Рождества - не было бы Храма, не было бы священства, не было бы людей, которые искренне и благочестиво отдают свою жизнь на служение Богу.
Интересно, что когда мы читаем известный гимн Мирьям и молитву Захарии в первой главе Евангелия от Луки, то прямые параллели с этим мы находим в молитвах Маттафии и Иегуды Маккаби, которые мы можем читать в 1 и 2 Маккавейских книгах (см., например, 1 Маккавейская 4:10; 2:31-33; 3:20-22; 2 Маккавейская 2:5; 15:23-24). Когда Мириам молится, это почти буквальное совпадение с молитвами Маккавеев:
«Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» (Луки 1:46-47,49-55).
В этих обетованиях, в этих молитвах, в истории Мириам, Иоанна Предтечи, Самого Иешуа присутствует тот же элемент мученичества за веру. Мы знаем, что Иоанн, который был бескомпромиссным провозвестником истины, чистоты Божьего Слова и тшувы (покаяния) всего Божьего народа, он не поддавался лести и сам не льстил никому, он рисковал до конца за обновление, за Хануку в Божьем народе и поплатился жизнью, буквально поплатился своей головой.
Про Самого Иешуа тут и говорить не приходится. И почти все апостолы, ближайшие ученики Иешуа, кроме одного, погибли мученической смертью. Но это то, что происходило уже во времена Маккавейских войн, которые привели к Хануке, продолжались победно и привели к освобождению Божьего народа и к тому, что свет Хануки накрыл всю Иудею. Но многие из них погибли - погибли за Божье дело, за Божьи цели, за Слово Божье, за свет Мессии.
Борис Грисенко, старший раввин КЕМО
Анна Грисенко
Мария Кулумбегова
По материалам передачи Еврейский взгляд: «Ханука-Рождество: связь, параллели, отличия»
Источник: https://youtu.be/RI-RJuYtzfw