Мы все знаем, сколько раз Моисей и Аарон говорили фараону: «Отпусти народ мой, говорит Бог евреев». У нас часто бывает такое представление, что достаточно сказать фараону один раз: «Отпусти народ Мой!», и если это со властью, с верой, то фараону некуда деваться - он сразу же отпустит народ. Но это не соответствует библейской истории. Древнееврейские мудрецы высчитали, что казни и этот своеобразный диалог между Моисеем и фараоном продолжались на протяжении года.
Вначале, когда они пришли к фараону первый раз, они сказали: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне». И фараон ответил: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исход 5:2). По сути своей все, кто не отпускают Божий народ, тем самым подписываются, что они не знают Господа.
Интересно, что они не ушли сразу, а сказали: «Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом». И это не они придумали сначала праздник, а потом жертву. Это Господь им дал такие формулировки. На праздник фараон вообще отреагировал весело: «Рабы на праздник в пустыне? С ума сошли. Рабам не праздновать надо. Рабам надо работать. Арбайтен, арбайтен... А если вы хотите свободы - лозунг над Освенцимом: Arbeit macht frei (Работа делает свободным)».
Тогда Бог переформулировал: «Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу». Но и это не взяло фараона. Это вторая формулировка, и каждая от Господа. «Отвлекаете народ от дел его. У народа есть дела - они должны служить мне, а не Богу. Они должны быть моей жертвой, а не заниматься какими-то жертвоприношениями неведомому Богу Израиля». И сказал фараон: «Праздны вы, ребята, праздны. То праздновать хотите, то какие-то жертвы приносить».
Дальше, когда Моисей и Аарон приходили к Богу, они говорили обычно: «Бог евреев говорит тебе: отпусти народ Мой, чтобы они совершили Мне служение». Все последующие разы формулировки уже не менялись. Не было ни «праздника», ни даже «жертвы», а только одно: «Отпусти народ, отпусти евреев, чтобы они совершили Мне служение».
Целый год они, мягко говоря, уговаривали фараона, а Бог наказывал фараона. Они говорили, а Бог совершал суды и казни. Они повторяли одно и то же, а Бог усиливал разнообразными казнями вразумление фараона, его слуг и других египтян. Такая вот педагогика.
Когда мы имеем дело с мироправителями тьмы века сего - не просто с бесами, контролирующими жизнь какого-то человека, не просто с какими-то духами, которые влияют на небольшую группу людей, - но когда мы имеем дело со старшими падшими ангелами, которые влияют на целые народы, нам не нужно унывать, если у нас нет быстрого ответа. Духовная война занимает время. И накал этой духовной войны обычно увеличивается по ходу дела.
Нам также нужно понимать, что мы сражаемся с духовными фараонами. Почему не с фараоном, а с фараонами? Потому что мы действуем не только против того фараона, который контролирует Россию сверху донизу. Но у нас задача более сложная. По-настоящему мы не сможем заставить того фараона отпустить народ наш, прежде чем мы не заставим того фараона, который, к сожалению, продолжает нависать над Украиной изнутри, отпустить народ наш. Большая проблема войны в том, что все объединяются против внешнего врага - физического и духовного. И мы упускаем ключевого врага.
Я молился перед хлебопреломлением на ретрите, чтобы Господь дал мне место Писания. И Он дал мне 8 главу пророка Иезекииля. В ней описано видение, которое Бог дал пророку о страшном идолопоклонстве, которое совершалось в Израиле на всех уровнях, среди разных слоёв населения, включая старейшин народа. Эта глава заканчивается такими словами:
«И сказал мне: видишь ли, сын человеческий? мало ли дому Иудину, чтобы делать такие мерзости, какие они делают здесь? но они ещё землю наполнили нечестием, и сугубо прогневляют Меня; и вот, они ветви подносят к носам своим. За то и Я стану действовать с яростью; не пожалеет око Моё, и не помилую; и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их» (Иезекииль 8:17-18).
Я подумал: «Ничего себе Господь показал мне главу...»
По милости Господней, Украина сейчас не в таком положении, как Израиль тогда. В Украине есть Божий остаток - Божьи общины и церкви, которые не распределяют своё поклонение, веру, молитвы между Господом и идолами. Но мы прекрасно знаем, что идолопоклонство в Украине процветало и процветает. Так же, как в тогда Израиле. Только тогда весь Израиль практически был в это вовлечён, за исключением буквально нескольких людей, которых Господь отделил для Себя и которые были либо в изгнании, как Иезекииль, либо в яме, как Иеремия.
Поэтому нам нужно сражаться не только против того фараона, который руководит Вавилоном, вторгшимся в землю Украины, нам нужно сражаться против того фараона, который со своим демоническим воинством господствует над большой частью народа Украины. И наше сражение может быть по-настоящему успешным, только когда мы будем настойчиво сражаться с нашим родным украинским фараоном. У нас есть ещё «подфараоны» - есть еврейский «подфараон», и есть такой специфический религиозный «подфараон», который занимается поддержкой внутренних религиозных идолов в Теле Мессии в Украине.
Я понимаю, что это слово не является большим ободрением. Но Господь ободряет нас. И для того, чтобы мы могли одержать победу над нашим общеукраинским фараоном, нам, в первую очередь, надо разбираться с теми идолами самого разного рода, которых он насадил в нашей собственной жизни. Эти идолы не смогут устоять, если мы положим себе на сердце, что это наша общая духовная война, и Господь её уже победно завершил. И только поэтому мы можем в ней восходить и освобождаться от всех идолов и бесов, которые за ними стоят.
Борис Грисенко, раввин КЕМО
Слово с весеннего ретрита КЕМО 2022 года