Время, предшествовавшее Хануке, было довольно непростым. Греки насаждали свою культуру, убивали за традиции, обряды, за обрезание, принуждали к поклонению языческим богам. Это создавало сильное давление на народ Израиля, и многие поддались этому давлению. Искушения были серьёзными: человек выбирал между смертью и тем, чтобы стать чуть ли не другом царя. В 1 Маккавейской книге описывается история о том, как пришли в город Модиин, в котором жил священник Маттафия, и предлагали поклониться идолам, а взамен обещали деньги, подарки и быть другом царя Антиоха Великолепного, как он сам себя называл. К тому времени уже многие поддались этому искушению и отступили от веры в Бога. Но вот что ответил Маттафия:
«…Горе мне! для чего родился я видеть разорение народа моего и разорение святаго города и оставаться здесь, когда он предан в руки врагов и святилище — в руки чужих? Храм его сделался, как муж бесславный, драгоценные сосуды его унесены в плен, младенцы его избиты на улицах, юноши его пали от меча врага... И вот святыни наши, и благолепие наше, и слава наша опустели, и язычники осквернили их. Для чего нам еще жить?» (1 Маккавейская 2:6-7,13)
Читая этот отрывок, я обратил внимание на слова Маттафии: «Для чего нам ещё жить?» Мы знаем, что с этого момента началось восстание Маттафии и его сыновей, которое со временем переросло в открытое сражение, в результате чего они освободили Храм и зажгли менору. Важно понимать, что это восстание изначально выглядело как безнадёжное, потому что поднять восстание против такой армии было подобно самоубийству. Но тем не менее они бросили вызов и начали бороться.
То, что Бог сделал через Маттафию и его сыновей, смогло произойти благодаря их посвящению, благодаря тому, что они отдали свои жизни. Фактически Маттафия говорил: «Я не вижу смысла жизни без веры в Бога». Если другие люди находили какой-то смысл в том, чтобы отступить от Бога, получить подарки, изменить свой образ жизни, то уровень посвящения Маттафии и его сыновей сильно отличался от других - они предпочли лучше умереть, чем поддаться и сдаться врагу.
Я хочу показать вам одно место Писания, которое, на первый взгляд, может показаться не связанным с этой историей.
«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Матфея 19:16-21).
Юноша, казалось бы, задаёт такие правильные вопросы, и Иешуа называет ему из десяти заповедей сначала все заповеди, связанные с людьми, и затем, переходя уже к отношениям с Богом, говорит: «Тебе нужно продать всё своё имение, раздать нищим и прийти и следовать за Мной».
«Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. Тогда Пётр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Матфея 19:22-27)
Ученики, глядя на это, как написано, изумились. Конечно, они всё примеряли к себе. И затем Пётр, проанализировав ситуацию, говорит: «Что будет нам? Мы оставили всё и последовали за Тобой».
«Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Матфея 19:28-30).
Ученики уже по факту подтвердили своё посвящение Иешуа тем, что оставили всё и пошли за Ним. Этот уровень посвящения был обязателен для апостольства. Вспомните, когда Иуда по понятным причинам не смог дальше быть апостолом, ученики в книге Деяний начали выбирать ему замену и нашли только двух людей, соответствующих определённым требованиям. И обязательным критерием было то, чтобы эти люди ходили вместе с ними всё это время.
Я очень мало слышал проповедей про этих людей, которые бесперспективно ходили за Иешуа. Они не были апостолами, не были официально Его учениками, но тем не менее они продолжали ходить за Иешуа. Фактически их уровень посвящения должен был быть подобный тому посвящению, который был у апостолов. И это было обязательным условием, чтобы стать одним из двенадцати апостолов.
Когда я был молодым верующим, у меня возник такой естественный вопрос: по каким критериям Иешуа выбирал учеников? На самом деле тех, кого посылал Иешуа, было 70. Должны были быть какие-то критерии, почему Иешуа выбрал этих, а не других. Можно сказать, что, наверное, у Него было какое-то сверхъестественное откровение. Но я думаю, что, кроме сверхъестественных, были вполне естественные причины. Например, то, насколько люди оставили своё прошлое и посвятили свою жизнь Богу.
Когда Иешуа говорил: «Будете есть тело Моё и пить кровь Мою», многие не могли вместить это. Они развернулись и ушли. Иешуа повернулся к ученикам и сказал такие простые слова: «Слушайте, не хотите ли и вы уйти?» Они сказали: «Нам некуда идти. Мы настолько отрезали себя от прежней жизни, мы настолько посвятили себя тому служению, которое есть у Тебя, что, оборачиваясь сегодня назад, мы понимаем, что нам некуда идти» (см. Иоанна 6:67-69).
Настоящее священнодействие подразумевает определённый уровень посвящения. Такой уровень, когда нам, может быть, уже тяжело продолжать идти вперёд, но мы просто не можем вернуться назад, потому что мы сожгли все мосты. Павел говорил такие слова: «Мы сами в себе имели приговор к смерти» (2 Коринфянам 1:9). Когда священник входил в Святая Святых в Йом Кипур, он фактически подписывал себе приговор - он мог умереть в любой момент. Он понимал, что у него нет пути назад, ему нужно идти вперёд.
Движение вперёд, конечно, тяжёлое и рискованное. Когда-то я слышал хорошее выражение от одного служителя, что дьявол боится тех, кто не боится умереть. Когда мы пришли к Богу, у нас было много просьб к Нему о том, чтобы Он что-то изменил в нашей жизни, решил какие-то вопросы, ответил на наши нужды. И когда мы молились так с супругой, у нас возник вопрос: «А если Бог не ответит? А если Бог не решит? А если Бог не благословит? Неужели из-за этого мы перестанем верить в Него? Неужели наш уровень посвящения закончится в какой-то момент?»
Вспомните историю про Седраха, Мисаха и Авденаго. Их бросали в печь, а они говорили: «Бог может спасти нас, царь, от руки твоей. Но даже если не спасёт, мы всё равно истукану не поклонимся» (см. Даниил 3). Такой ответ должен быть у каждого из нас. Даже если Бог не избавит, даже если Бог не сделает нас миллионерами, даже если Бог не сделает чего-то, что мы хотим, неужели на этом закончится наша вера и наше доверие Богу? Или же, несмотря ни на что, мы будем продолжать верить в Бога и доверять Ему?
Если мы хотим по-настоящему что-то изменить в этом мире и принести Божье Царство, нам следует идти чуть-чуть дальше, делать чуть-чуть больше. Задумайтесь о том, что Бог сделал впоследствии через этих учеников! Это изменило ход истории: тысячи евреев спаслись, появились первые мессианские общины, которые влияли на мир. Затем через них Тора достигла языческого мира, образ жизни язычников начал меняться, они стали уходить от своего идолопоклонства. И всё это Бог смог сделать через небольшую группу апостолов.
Почему я провожу параллель с Ханукой? Потому что у Маттафии и учеников был уровень посвящения больше, чем у других людей. И когда они рискнули, когда они восстали против этого греческого засилья, написано, что многие начали собираться к ним. У многих, может быть, не хватало мужества, смелости восстать, но, когда кто-то бросил вызов, это начало аккумулировать веру в сердцах других людей. В конце концов это переросло в войну, и Бог дал победу. Но это произошло через небольшую группу посвященных людей, которые не видели смысла в жизни без веры и служения Богу.
В наше время точно также Бог ищет людей, которые бы посвятили свою жизнь Богу чуть больше, чем это сделали другие люди. Из своего опыта пасторского служения могу сказать, что бывают люди, которые много лет в общине, что-то пытаются делать, постоянно наступают на одни и те же грабли, и их проблемы не решаются, они постоянно буксуют в служении. В то же время бывают люди, которым достаточно одного-двух лет, чтобы войти в служение. Они делают это быстрее и активнее, потому что готовность оставить, принести в жертву определённые вещи ради Бога ускоряет наше движение и действие Божьей благодати в нашей жизни. И в этом случае первые могут стать последними, а последние могут стать первыми, как сказал Иешуа.
Я думаю, что уровень посвящения Богу раскрывает совершенно другие границы и возможности для служения Ему. Мы можем рассчитывать на раскрытие источника Божьей силы и благодати прямо пропорционально своему посвящению, своей готовности служить Богу, служить Ему по-настоящему, отдавая все свои силы, свою жизнь, свои мысли, и понимая, ради чего мы живём.
Маттафия говорил: «Для чего же нам тогда жить? Какой смысл тогда в нашей жизни?» И апостол Павел говорил: «Их Бог чрево и слава их в сраме, они мыслят о земном» (см. Филиппийцам 3:19). Вот этот главный вопрос: Для чего жить на этой земле? Если наша жизнь заканчивается только на каких-то богатствах, на каком-то комфорте, то в ней просто нет смысла.
Ханука началась с небольшой группы людей, которые посвятили себя Богу и рискнули своей жизнью ради того, чтобы увидеть Божью победу. Вера всегда связана с риском. И именно благодаря тому, что они рисковали там, где другие, может быть, боялись рискнуть, раскрылись Божьи чудеса. Точно также в нашей жизни, если у нас есть какие-то трудности, нам нужно просто рисковать, вот так, по-ханукальному.
Друзья, пускай Господь в эти ханукальные дни благословит вас, обновит, даст силы и даст увидеть чудеса там, где вы хотите, чтобы они произошли. Просто нужно через «не могу» пройти чуть дальше, пробежать чуть дольше. Я думаю, что, может быть, кому-то осталось добежать чуть-чуть, чтобы увидеть Божье чудо. Но важно не сдаваться.
Родион Самойлович, раввин еврейской мессианской общины, Кёльн
Источник: https://youtu.be/DjemyPR3G3w