В книге Второзаконие мы читаем следующие слова Господа к Моше (Моисею):
«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу». (Второзаконие 18:18-19).
На эти слова из Торы ссылается апостол Шимон (Пётр), обращаясь в Храме к мужам израильским (Деяния 3:22-23), говоря им об Иешуа и называя Его именно тем Пророком с большой буквы, о котором пророчествовал Моше. Очевидно, что этот великий Пророк - это сам Машиах. Например, мы читаем в Послании к Евреям:
«Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог. И Моисей верен во всём доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.» (Евреям 3:3-6).
Моисей, будучи прообразом Мессии, вывел еврейский народ из Египта. И это указывало на великий и окончательный Исход, который около 2000 лет назад совершил на Голгофе Мессия Иешуа. Именно это стало причиной того, что традиционные еврейские иудейские Агады были составлены довольно странным образом: в них говорится о том, что Бог Сам, якобы без посредников, вывел Израиль из Египта, хотя посредники Моше и Аарон играли ключевую роль, и без них Исхода бы не было.
Первоначальный импульс для составления первых Агад дали мессианские евреи, то есть, евреи, уверовавшие в Иешуа, и христиане. Они первые составили описание Песаха с кульминацией великого Исхода Мессии. И эти «мессианские» Агады оказались настолько популярными среди определенной части еврейского народа, что раввины обеспокоились. И чтобы остановить это, чтобы вера в Иешуа не захватила подведомственных им евреев, раввины начали составлять собственные Агады, в которых, в отличие от Торы и всего Писания, практически не упоминается ключевая фигура Исхода из Египта, то есть сам Моше, являющийся прообразом Мессии.
Агады составлялись так, чтобы спрятать этого величайшего Пророка за завесу. Поскольку Агада предназначалась самым разным евреям, а не только тем, которые обучались и уже были погружены в Тору, то таким образом раввины как бы ограждали их от их собственного Царя, Спасителя и Мессии. Из третьей главы 2 Послания к Коринфянам мы знаем, что это та завеса, то покрывало, которое лежит на духовных глазах иудеев, читающих Писание, читающих пророчества и прообразы Мессии, читающих о Новом Завете, но не видящих ещё сквозь эту завесу.
Но совершенно парадоксальным образом Бог теперь использует эти ухищрения раввинов, чтобы через эти Агады указать на величайший Исход, который совершил Иешуа. Потому что тот Исход, который совершен около 2000 лет назад на Голгофе, был совершён Самим Господом славы, без помощи людей, без всяких других человеческих посредников. Сам воплощённый Сын Божий всё взял на Себя и совершил этот абсолютно ключевой Исход из греховного, сатанинского Египта, из ада, из власти смерти для своего еврейского народа и через него – для всех людей.
Сравнивая Агады с самой Торой, с книгами пророков, и в конце концов, с Брит Хадаша (Новым Заветом), мы понимаем, что Всемогущий Израилев использует эти ухищрения раввинов, чтобы показать, по сути, что, описывая вот такой Исход евреев из Египта, Исход без посредников, раввины нехотя, но указывают на тот Исход, который Бог Сам без посредников совершил из греховных Египтов для всего человечества.
Давайте поблагодарим Господа за эту милость! Аллилуя!
Борис Грисенко, старший раввин КЕМО