Сегодняшняя недельная глава Беhар («На горе») рассказывает о Юбилейном годе (Йовель), то есть 50-м годе цикла, которым жил наш народ в древности в земле Израиля. Сейчас мы находимся во времени счёта омера - мы отсчитываем 50 дней от Песаха до Шавуота. В этом же формате Израиль должен был проживать года. Интересно, что Бог вводит в календарь длительные промежутки времени, когда Израиль находился без своей естественной занятости - возделывания полей. Каждый седьмой год был годом Шабата, и каждый пятидесятый год был особенным великим годом, в который происходили очень важные вещи.
«И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям её: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение своё, и каждый возвратитесь в своё племя» (Левит 25:8-10).
Во-первых, мы читаем о продаже и покупке земли. Как мы знаем из Писания, вся земля Израиля была поделена на семейные и коленные участки, и каждый участок всегда оставался закреплённым за той или иной семьёй. В этой главе говорится, что, если человек вдруг попал в тяжёлые обстоятельства, он мог поправить свои дела, продав свою землю либо даже себя в рабство. И эта глава говорит о возвращении владельцам их земельных наделов и возвращении в свою семью тех её членов, которые себя продали в рабство, чтобы поправить своё положение.
Эту землю нельзя было продавать навсегда. Даже если человек не мог выкупить свою землю, которую он продал кому-то, в юбилейный год, в последний момент дня Йом Кипур начинал звучать шофар, который возвещал наступление свободы: людям возвращалось их наследие, и люди, которые жили вне своего удела, возвращались к своим семьям и к своему уделу. Представьте, с какой жаждой эти люди ожидали звука шофара! И это учило наш народ определённым вещам.
Сейчас во всех странах, люди, имеющие средства, стремятся вложить их в недвижимость, землю. И эта земля становится их собственностью навсегда. А представьте себе, что человек перед покупкой понимает, что через какое-то время этот участок вернётся назад продавцу. Либо продавец выкупит землю, либо, если он не сможет, то покупатель должен был просто вернуть землю. Так или иначе, человек понимал, что это только временно его.
Это очень интересный механизм. Только подумайте, тысячи лет назад Бог придумал такой механизм, который помогал людям не разрушать жизнь, отношения, семейные связи из-за материальных интересов. Люди, пережившие 90-е годы, помнят, как тогда почти все были бедными, но понемногу благосостояние людей росло. И когда это стало происходить, мы вдруг увидели, что наше общество не готово, оно не умеет распоряжаться финансами, заботиться друг о друге. Мы увидели, что благосостояние стало сильнейшим испытанием для множества семей.
У нас, в Молдове, в течение полутора десятилетий было множество историй о том, как братья ссорились и судились за отцовское наследие, как дети предавали родителей из-за каких-то сумм денег или недвижимости. Хотя мы знаем, что само по себе материальное - это не плохо и не хорошо. А это ресурс для того, чтобы мы могли что-то совершить .
Закон о возвращении земельных наделов в юбилейный год - это очень интересный механизм. Это и не социалистический путь, где вроде бы «земля крестьянам и фабрики рабочим», но 90-е годы показали, что рабочие и крестьяне остались не удел. А с другой стороны, это и не капиталистический путь, где всем правит экономическая выгода. Здесь есть возможность развития и роста, экономического процветания, но циклически регулярно тот, кто совсем обнищал, снова становился хозяином своей земли.
Я верю, что Тора обращает нас не просто к прошлому, но к Божественным законам, принципам общежития, нашего взаимодействия. И здесь мы видим такой механизм, с которым общество должно было сохранять отношения, чтобы испытание мамоной не разорвало отношения между людьми. Бог включил в Тору установление о юбилейном годе для сплочённости. Израиль был силён этим единством. Еврейское мышление сильно единством и взаимным принятием. Как быть, если у одних людей возникает богатство немеренных масштабов, а у других - нищета? Именно законы из этой недельной главы приводили людей к балансу, к взаимной ответственности и к тому, чтобы сердце тех, кто мог купить землю, не превозносилось и не ожесточилось по отношению к тому, кто продал её.
«Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: он должен быть у тебя как наёмник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя своё, и вступит опять во владение отцов своих, потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего» (Левит 25:39-42).
Вторая часть законов о юбилейном годе касалась рабов. Мы читаем дальше о рабах-неевреях, в отношении которых заповеди отличаются. И мы думаем: «Как это несправедливо! Неужели Бог - какой-то шовинист? Почему такое неравноправие?» Вот что сказано дальше:
«Он должен быть у него, как наёмник, во все годы; он не должен господствовать над ним с жестокостью в глазах твоих. Если же он не выкупится таким образом, то в юбилейный год отойдет сам и дети его с ним, потому что сыны Израилевы Мои рабы; они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Левит 25:53-55).
То есть Бог говорит: «Земля - Моя земля. Вы пришельцы. Раб еврей? Обращайся с ним не как с бесправным рабом, а как с наёмником». Это кажется нам странным, и часто можно услышать такой аргумент: «Ну это же Ветхий Завет - это для этих жестоковыйных евреев. Даже нет смысла над этим размышлять». А я скажу: есть!
Мы живём в такое время, когда множество людей живут в обременении, рабском состоянии подчинённости обстоятельствам, финансовым трудностям, кредиторам или же просто вынуждены работать очень много, как рабы. Один мой друг, который проводил в Израиле семинар по финансам, рассказал, что во время семинара оказалось, что некоторые из его участников находились в больших долгах. И они говорили: «Мы не можем служить Богу, потому что нам надо отдавать кредиты». А на что брали кредиты? На то, чтобы купить машину получше, квартиру побольше. И в итоге человек становился рабом работы, забывая о главном: мы рабы Господа.
Почему же между рабом-евреем и рабом-неевреем была разница? Не потому что одни были лучше, а другие хуже. А потому что на рабах-евреях лежало небесное бремя служения. Потому что они, во-первых, были рабами Бога. Раб-еврей мог и должен был пойти на праздники в Иерусалим, праздновать, веселиться. Он должен был исполнять заповеди. Никто не мог отменить этого. Потому что его главное посвящение.
Сегодня мы живём в то время, когда враг всеми силами пытается нагрузить Божьих детей, сжать, сковать в какие-то рамки. Мы слышим разговоры о кризисах, и никак не можем успокоиться в Господе, никак не можем сказать Ему: «Спасибо Тебе, Господи, что межи мои прошли по прекрасным местам!» Но, читая этот текст Торы, мы должны применить его к себе и проверить себя: а чьи мы рабы? Сегодня такое время, что физически нас никто не возьмёт в рабство. Другое дело, что порой мы сами себя продаём в рабство без нужды.
Более того, здесь говорится о том, что если ты знаешь раба-еврея, ты можешь выкупить его. Если мы знаем среди наших близких людей, которые попали в тяжёлую ситуацию, наша святая обязанность - помогать им. Я не говорю лишь про финансы. Можно помогать множеством путей. Например, сделайте доброе дело - дайте возможность отдохнуть маме с маленькими детьми, приготовьте ей еду. Или помогите человеку, который загружен работой, наставлением и молитвой о лучшей работе. И таким образом вы поможете ему вырваться из этого рабства, чтобы он вспомнил, что во-первых, он раб Господа.
Мы очень любим говорить о нашем сыновстве, усыновлении. Но в Послании к Римлянам ребе Шауль говорит: «Друзья, мы были рабами греху, так давайте осознанно станем рабами праведности, предавая себя на дело праведности». Конечно, юбилейный год был великим праздником в те времена, но его идея, его суть остаётся. Именно в Иешуа раскрывается суть этой свободы для рабства Господу. Сам Иешуа читал о Себе эти слова пророка Исаии в синагоге:
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное...» (Исаия 61:1-2)
В оригинале сказано не «лето Господне благоприятное», а «год благоволения Господа». Иешуа раскрыл суть этого закона, этого освобождения измученных. Слово, которое здесь переведено как «освобождение», это דְּרוֹר / дрор, оно означает свободу для чего-то, для какого-то другого труда. Именно поэтому Господь говорит в этой недельной главе хозяевам не обременять рабов-евреев, потому что они, прежде всего, на службе у Господа. И это наша новозаветняя жизнь.
Мы все ищем работу и подработку, чтобы обеспечить себя. Но нужно быть очень осторожным, чтобы не променять рабство, подчинённость, служение Господу на служение людям, системе, своим интересам и похотям.
Шимон Поздырка, раввин мессианской общины «Бней Брит Хадаша», Кишинёв
Источник: ShomerTV