В недельной главе Дварим, которая открывает одноимённую книгу, Моше начинает подводить итог 40-летнему путешествию и излагать законы. Но он делает это интересным образом:
«Господь, Бог наш, говорил нам в Хориве и сказал: “полно вам жить на горе сей!.. Вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю”» (Второзаконие 1:6-8).
То есть изложение самого закона Моше начинает с целей путешествия. Там стоит новое поколение израильтян, которое выросло в пустыне. Эти люди нуждались в освежении видения. И затем Моше начинает ретроспективно рассматривать все события, которые произошло с Израилем, шаг за шагом. Моше не только рассказывает законы, но даёт обзор странствий народа Израиля, всех приключений и битв, которые они пережили.
Когда мы читаем книгу Второзаконие, для нас, людей 21 века, это учение не выглядит как учение. Потому что в нашем представлении учение - это пункт 1, пункт 2, пункт 3, сосредоточенность на каких-то целях, принципах и методах. А здесь Моисей начинает учить народ на основании того, для чего мы как народ во всём этом путешествии находимся, почему и на что мы потратили 40 лет.
Это молодое поколение уже не имело рабской ментальности. А мы знаем, что именно рабский менталитет, связанный со своеволием, бунтарством, подозрениями, страхами, претензиями, привёл народ Израиля к тому духовному состоянию, когда они не смогли в первый раз войти в Землю Обетованную. Именно с этим Господь разбирался в пустыне.
Всё, что Израиль переживал начиная со времени избавления, по большому счёту, было для того, чтобы избавить Израиль от рабской ментальности. Это то, что впоследствии ребе Шауль назвал преобразованием ума. У них это не произошло, и у них был только один выход. В первой главе Моше говорит о мышлении народа в то время, вспоминает, как люди говорили ему: «Ты вывел нас на погибель из египетского рабства». И вот стоит новое поколение, у которого этих твердынь в голове уже нет.
Мне эта ситуация напоминает время, в которое мы живём, потому что мы поколение, которое видело смену коммунистическо-социалистической системы на вроде бы капиталистическую. Я знаю, что такой социально-психологический настрой общества характерен для всего постсоветского пространства: люди хотят жить иначе, лучше, но если для этого нужно что-то менять в себе, прилагать усилия во благо общества, то это даётся нелегко. Мы по-прежнему переживаем о нас самих, «я, мне, моё», нам постоянно кажется, что нас кто-то обманет, что наши правители такие-сякие. И мы как бы застряли между двух эпох, как Израиль в пустыне.
Мы находимся между двух отрезков жизни Божьей общины, как Израиль находился на стыке. Закончилась эпоха пустыни, они стоят на границе Ханаана, и Моше обращает их взор на прошлое и говорит: «Вспомните. Молодое поколение, говорю к вам. Вот почему случилось то, что случилось. Вот причина, почему мы здесь и почему даже я с вами не пойду и умру здесь».
Все перечисленные в этой главе стоянки напоминают Израилю об их ошибках. Не для позора Израиля. Не для того, чтобы потупить взор молодого поколения, готового идти в Землю Обетованную за Иегошуа бен Нуном. Но потому что они должны учитывать непростой, но драгоценный багаж предыдущего поколения.
Это подводит нас к мысли о том, что порой учения, которые преподаёт нам Господь, кореняться не в книгах или каких-то богословских учениях. Они коренятся в том опыте, который мы прожили с Богом, в тех ошибках, которые были совершены нашими предками, в духовных победах и свершениях. Учение, которому, я верю, Господь хочет учить нас через Своё Писание, заключается в том, чтобы мы стремились быть людьми, умеющими выносить из своего прошлого уроки, учитывать их, чтобы потом передавать их дальше.
То, как Моше ведёт себя в последний месяц своей жизни, передавая это учение новому поколению, напомнило мне одну картину из Брит Хадаша. В Евангелии от Иоанна с 13 по 17 главы мы видим самую подробную запись общения нашего Мессии, Царя и Спасителя Иешуа со Своими учениками накануне Его самопожертвования. С 13 главы мы читаем:
«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Иоанна 13:1).
Моисей - это один из мессианских прообразов. И как Моше, так и Иешуа перед Своим переходом учит новое поколение. Он наставляет тех, с кем Он был три с половиной года, и излагает самое дорогое. Иешуа действует по тому же принципу, что и Моше.
В этих главах, Иоанна 13-17, раскрываются такие глубины! Сюда включена так называемая «первосвященническая молитва» (Иоанна 17). По сути в ней Иешуа вспоминает весь Свой путь. Он говорит: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Иоанна 17:4). По сути Он даёт отчёт Отцу о своём служении на глазах у Своих учеников. Это не просто молитва ходатайства за них, за их и наше освящение.
Это интересно, потому что сегодня не так популярно учиться давать отчёт Богу за свои действия и слова. Это делает Моисей в главе Дварим на глазах нового поколения: он даёт отчёт Богу, себе, израильтянам. Это делает Иешуа: Он даёт отчёт Отцу пред лицом Своих учеников. Он говорит о том, что Он передал славу, Слово, исполнил служение. Это всё передано нам. И теперь, как я полагаю, ожидается, что мы будем делать то же самое.
Сегодня время от времени, если спросить людей: «Какой мы можем дать отчёт самим себе, друг перед другом перед Богом за то, что мы делаем, как живём, как служим?», можно услышать ответ: «Бог знает». Но я уверен, что очень часто за такими словами стоит наше человеческое нежелание посмотреть правде в глаза. Порой нам очень не хочется признать, что нам есть в чём меняться. И в словах «мне не нужно ни перед кем отчитываться» скрывается просто наше нежелание быть честными и признать свою неэффективность.
Мы все в той или иной степени оступаемся, ошибаемся, бываем неэффективны, что-то делаем не так, как Бог хотел бы. Но знаете, чего нет в этих текстах из Дварим и Евангелия от Иоанна? В них нет стыда, ощущения позора за ошибки. Многие из нас путают честность и ощущение поражения и несостоятельности.
Люди, которые не хотят или не могут дать отчёт в своём служении, в своих практических шагах, в плодах, это люди, внутри которых есть страх быть честными или быть ранеными, страх увидеть свою бесплодность. Но для того, чтобы что-то изменить, извлечь уроки, нам иногда нужно встретиться с этими болезненными фактами нашей жизни.
Когда мы видим свои ошибки, нашей реакцией может быть стыд, позор, чувство несостоятельности, попытка защитить себя, отвернуться от своих ошибок и сказать: «У меня всё хорошо. Я не дам никому к этому прикасаться. Это между мной и Богом». Но проблема в том, что, когда мы так реагируем, мы ничему не учимся. А процесс обучения всегда включает в себя работу над ошибками.
Не стали ли мы настолько изнеженными и избалованными, что нам даже ничего нельзя сказать правдиво, что мы настроены слышать о себе только хорошее? Услышать от Бога о своих ошибках - это очень хорошо. Потому что, когда Бог обличает, Он делает это так, чтобы вывести нас и научить чему-то. Он ведёт нас к покаянию не просто как к сокрушению. Эмоции - это ещё не само покаяние. Это всего лишь его эмоциональная составляющая. Но покаяние - это изменение мышления и действия.
Друзья, находясь на смене эпох, нам важно персонально посмотреть на свои плоды, на то, что нами было сделано так или не так в вопросах семьи, нашего служения в общинах и церквях, в вопросах нашего влияния в городах и странах, в вопросах того, насколько мы выполняем свою функцию как света для народов.
Если мы находим, что у нас что-то с этим не так, давайте не будем впадать в уныние, депрессию и самобичевание на радость сатане. Ничего общего это не имеет с работой над ошибками. Давайте, глядя в Писание, со смелостью и прямотой скажем Господу: «Боже, пожалуйста, помоги мне измениться». Всё, в чём у нас недостаток, у Бога в этом избыток. И Он говорит нам: «Идите ко Мне. Чего у вас не хватает, у Меня всегда избыток»
Шимон Поздырка, раввин мессианской общины «Бней Брит Хадаша», Кишинёв
Источник: ShomerTV