Наш сегодняшний недельный раздел Торы называется Хукат. Это название взято из второго стиха 19 главы, где сказано: «Вот устав [хукат] закона, который заповедал Господь...» Еврейская традиция выделяет в Писании несколько типов заповедей.
Первая категория заповедей, «эдут» - это заповеди, которые выступают своего рода свидетельством, помогают нашей вере памятовать о Господе, о Его делах. Например, заповедь о Шабате. Она носит характер свидетельства, потому что в книге Исход, сказано, что сыны Израиля должны хранить день субботний, чтобы помнить, что Бог вывел из Египта Своих детей, и помнить, что Бог заключил завет. То есть, это заповеди, которые свидетельствуют, напоминают нам о каком-то событии прошлого или будущего.
Вторая категория заповедей, «мишпатим» - это законы, которые регламентируют жизнь и отношения между людьми - это социальные постановления, это уголовный кодекс. На основании этих заповедей производился суд (мишпат).
И есть третья категория заповедей, о которых мы здесь говорим, - «хукат» - это заповеди, которые, как принято говорить, умом человеку не понять, не постичь. Традиция утверждает, что мы учимся следовать этим заповедям с доверием, не понимая порой логики, не понимая всей духовной подоплёки.
Люди склонны всё рационализировать, и под какие-то заповеди мы подводим логическую базу, пытаемся найти логическое объяснение. Например, почему нельзя было есть те или иные виды животных? Прежде всего, потому что это не очень полезно для здоровья: они переносчики какой-то заразы, они токсичны, они падальщики и так далее. Но тем не менее, не всё в Писании будет для нас так ясно и понятно, если мы это попытаемся разложим вот так логически.
И в сегодняшней недельной главе говорится как раз о таких заповедях - о хукат, об уставах. Бог что-то установил, мы не совсем понимаем, зачем это, но тем не менее делать это надо. По крайней мере то, о чём мы читаем, тогда, когда был Храм, когда приносились жертвы, надо было исполнять. И одна из таких заповедей - это заповедь о рыжей телице или, как её ещё называют, красной корове (פרה אדמה / пара адума).
Но данная глава говорит не только о заповедях. Она насыщена важными событиями, и про одно из них мы читаем в 21 главе:
«От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых» (Числа 21:4-6).
По сути, они подошли к южной границе земли, которую им дал Бог, но не смогли войти туда и вынуждены были отступить и идти на юг, возвращаться и идти в сторону Египта. Поэтому нам становится понятно, почему народ стал опять малодушествовать. И Господь посылает на них ядовитых (буквально: жалящих, палящих) змей. И мы знаем, что Бог сказал сделать Моисею, когда народ осознал свой грех. Моисей изготавливает медного змея и водружает его на шест.
Мы знаем, что всё это - отсылки к Мессии. Мессия говорит:
«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:14-15).
Народ смотрел на этого змея, всматривался. И в этом есть одновременно отсылки и к Новому Завету, и это же указывает нам события прошлого, на события в Эдемском саду. Змеи, которые жалили тех, кто начал говорить то, что не должно говорить, напоминают о змее, который в Эдемском саду своими словами околдовал Еву. На тех, кто начали грешить своими устами, нападали эти змеи. То есть, эта история - это отсылка одновременно и к книге Бытие, и к Евангелию, где Иешуа говорит о том, что Он будет подобен этому змею в пустыне.
Этот змей на шесте - это как символ уничтоженного врага. Мессия вобрал в Себя грех человека, вобрал в Себя первопричину, по которой люди делают плохие поступки. Ведь грех - это изначально не столько поступок, сколько состояние, природа, бунтарское начало человека, которое противится доброму. И Иешуа сделал главное: Он взял на Себя то дурное, злое начало, то наследие змея, которое жалило людей и до сих пор ещё жалит.
Очень важно, чтобы ужаленный грехом, ужаленный, образно говоря, этим змеем человек устремил свой взор на Того, Кто победил змея. Очень важно, чтобы взор человека, который хочет обрести свободу, его внутреннее стремление, его взгляд были направлены на Искупителя. Давайте научимся всматриваться, пристально смотреть, не отрывая свой взор от Спасителя, читая Писание, молясь. И ища этой свободы, мы можем обрести её практически над любым грехом, над любым обольщением, не тогда, когда мы зацикливаемся на грехе, на том укусившем нас змее, на том искушении, на том яде греха, на месте своего укуса, но когда мы свой взор устремляем к Нему.
Очень часто люди обращают свой взор к Богу уже за прощением и милостью тогда, когда они уже что-то натворили. Не тогда, когда что-то происходит, не тогда, когда враг тянет душу человека куда-то. Именно в такие моменты особенно важно научиться свой взор, своё устремление переключать на Того, Кто был вознесён, на Иешуа, на Его голгофскую жертву.
Но вернёмся к заповеди о рыжей корове. Мы читаем:
«...Скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе рыжую телицу без порока, у которой нет недостатка, [и] на которой не было ярма; и отдайте ее Елеазару священнику, и выведет ее вон из стана [на место чистое], и заколют ее при нём» (Числа 19:2-3).
Это очень интересная жертва. Она настолько необычная, настолько отличается от всего того, что мы читали до этого. Множество людей изучали и изучают эту жертву. Говорят, что Царь Шломо (Соломон) пытался разобраться с этой заповедью, но так и не понял, в чём же её суть.
Но без этой жертвы не могло осуществиться окончательное очищение человека от нечистоты. Прежде всего, когда мы говорим о нечистоте, наибольшей нечистотой считалась нечистота от прикосновения к мёртвому телу. И помимо того, что человек с такой нечистотой должен был принести жертву за грех, он должен был пройти дополнительную процедуру омытия на третий и седьмой день своей нечистоты, пройти окропление специальной водой, смешанной с пеплом этой рыжей телицы.
Интересно знать несколько деталей, которые предоставляет нам традиция, дополняя библейскую картину. Эту корову Елеазар должен был принести в жертву за станом. Заметьте, что на тот момент первосвященником был Аарон, он ещё был жив. Но в тексте говорится о том, что Елеазар должен был стоять и смотреть, как при нём заколали и сжигали эту жертву. Когда уже стоял Храм, то исторические свидетельства говорят о том, что местом, где сжигалась красная корова, была Масличная (Елеонская) гора. И пепел коровы делился на три части. Одна часть нужна была священникам для очищения себя. Другая часть - для левитов. И третья часть - для всех израильтян.
Для нас это может быть загадкой, что же это такое, как странно это всё работает: пепел смешивался с водой, потом этой водой окропляли людей, и эти люди были в изоляции вне стана. Что это всё означает? Но я думаю, что в этих жертвах раскрываются принципы, которые нам нужно уяснить для себя в отношении жертвы Мессии. Ведь мы верим, что все жертвы, которые описываются в Торе, раскрывают те или иные грани искупительного труда нашего Господа.
Интересно понимать, что такое осквернение мёртвым телом. Скверна - это как что-то тёмное, что замутняет. В книге Притчей написано, что «Светильник Господень — дух человека» (Притчи 20:27). В нашем духе обитает Господь. И чтобы ничто не мешало этому сиянию изнутри нас светить в этот мир, нам надо заботиться, чтобы наше сердце, наш дух не были осквернены плотскими, душевными, нечистыми вещами, мотивами, поступками. А скверна появляется там, откуда уходит свет. Мёртвый человек - это наилучшая иллюстрация скверны, потому что там была жизнь, а теперь её нет. Скверна сама по себе - это отсутствие жизни и света.
Когда мы живём, поступая против воли Божьей, против того, что радостно нашему Отцу, по сути, мы сами себя оскверняем, угашая Его свет. Это принцип нечистоты, осквернения. И почему считалось, что смерть - это начало, источник всякой другой скверны? Потому что смерть - это результат греха. Нечистота от мёртвого тела - это указатель на то, что рождённое грехом умирание сквернит. Но мы знаем, что Бог дал нам такую силу искупления в Иешуа, такую силу очищения, которая не имела аналогов в Торе.
Одна грань осквернения - это то, что внутри верующего человека угашается присутствие Божье. Почему Павел говорит: «Духа не угашайте» (1 Фессалоникийцам 5:19). Это в нашей власти - скверна наших неправильных решений, действий угашает Божье присутствие внутри нас и не даёт Богу сиять через нас.
Но есть ещё одна часть, которая связана с проблемой нечистоты, скверны. Когда народ Израиля выступал против Бога, против Его воли, слава Божья отступала от Израиля. И я хочу напомнить, что сутью всей Торы, тем главным направлением, к которому ведёт нас Тора, всё Писание от первого слова в книге Бытие до последнего слова в книге Откровение, - это отношения с Богом. Не просто разговор, диалог с Богом, но отношения, которые включают в себя больше, чем молитву, отношения, которые поглощают нас, отношения, в которых мы открытым лицом взираем на славу Господню и преображаемся в Его образ. И если мы скверним себя и не бодрствуем, если мы не ревнуем о том, чтобы очищаться, благодаря жертве Мессии, которая очищает лучше любого пепла рыжей телицы, то мы не только внутри себя угашаем Его присутствие, мы также создаём условия, в которых слава Божья не раскрывается. А Он нас создал для Своей славы.
И эти принципы, которые мы читаем сегодня, эти законы очищения - это принципы, которые, как я верю, незыблемы, как в Торе, так и в Новом Завете. Отцу Небесному радостно раскрывать Своё присутствие там, где чистота небес, чистота Самого Иешуа нами хранится и приумножается, когда мы не даём греху осквернить нас или ожесточить наше сердце.
И этот пепел от жертвы красной телицы был всегда готов. Если человек грешил, он должен был принести жертву, священник принимал его исповедание и так далее. Но пепел рыжей телицы находился в трёх местах для того, чтобы человек мог воспользоваться этим очищением. Стоит ли говорить, что всего девять красных коров было принесено в жертву за всю историю до разрушения Второго Храма, начиная с той коровы, которую должен был принести Елеазар.
И вот что важно. Мало того, что приносилась жертва. Человек должен был понимать, что прощение, даруемое Богом, - это одно, но очищение и омытие - это немного другой процесс. Некоторые люди думают, что они помолились, Бог их простил, и всё. Аминь! Бог прощает! Но я верю в то, что человек, соприкоснувшийся со грехом, осквернившийся от греха, должен ревновать, должен очень сильно хотеть, жаждать того, чтобы не просто быть прощённым и продолжать жить так же, но быть прощённым и через Иешуа стать омытым и изменённым. И этот семидневный карантин, который должен был пройти человек, и это кропление - это прообразы, указывающие на то, что человек должен не заниматься самобичеванием, но уметь честно дать оценку своему поступку, не ходить в самоуничижении и вечном осуждении, но должен понять и раскрыть для себя весь объём силы искупления Господа, силы Его великой жертвы.
Шимон Поздырка, раввин мессианской общины «Бней Брит Хадаша», Кишинёв
Источник: ShomerTV