Сегодняшняя недельная глава, Вэзот Абраха, состоящая из двух последних глав книги Второзаконие, - это последний раздел перед тем, как начнётся новое чтение цикла Торы. И вот что мы читаем с самого начала:
«Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею» (Второзаконие 33:1).
И дальше следует подробный текст различных благословений, которыми благословляет Моше, Божий человек, народ Израиля.
Когда я размышлял над этим стихом, меня просто потрясло вот что. Вспомните, что в предыдущей главе, всего на несколько стихов раньше Творец говорит Своему рабу Моисею:
«Взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым; и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему, за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых; пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым» (Второзаконие 32:48-52).
То, что мы читаем в этой недельной главе, является последними словами Моше, которыми он закончил свой земной путь. Давайте задумаемся. Позади осталось 40 лет испытаний, 40 лет пути, явления Божьей славы, 40 лет борьбы старой жизни с новой жизнью, рабства со свободой. И если так подумать, по-человечески, Моше должен был ввести народ в землю, но не ввёл из-за определённого греха. Может быть, для других людей это не было бы грехом, но для великого пророка это был грех - он не явил святость Божью. Мы не будем сейчас разбирать это прегрешение Моисея. Но суть в том, что по-человеческим меркам кажется, что Моисей был не особо успешным, что он вроде бы не достиг цели. Но он это сделал. Он не смог ввести, но Бог помог ему поднять другого лидера вместо себя, передать ему мудрость, помазание, и тот ввёл народ Израиля. Видение и призвание Моисея не закончилось с его физической смертью, оно продолжилось через Иисуса Навина. И воля Божья всё равно состоялась.
Но, читая эти стихи, я задумался: «По-человечески Моисей имел столько права обидеться и расстроиться из-за народа Израиля, из-за старейшин, которые не послушали воли Божьей, не послушали Слова Господня и не вошли в землю обетованную в первый раз, когда ходили разведчики. И потом масса этих искушений и ропота, выступлений против самого Моисея, против его жены, и море всего». Наверное, у него как человека было больше чем у всех нас оснований сказать: «Слава Богу, оставляю вас здесь, и всё. Что хотите, то и делайте. Заходите в землю, не заходите в землю. Я пошёл, я от вас устал». Но мы не видим ничего подобного! Мы читаем:
«Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею» (Второзаконие 33:1).
Ни намёка на разочарование, ни намёка на усталость. Он высвобождает благословение на каждое колено, правда, в списке нет колена Шимона, но я верю, что оно тоже сюда входит.
Мы живём тоже в такое странное время, в которое сложно, наверное, сказать, каким будет следующий месяц, следующий квартал. И, я думаю, что у Моисея и тогдашнего народа Израиля тоже планы были другими. Они должны были выйти из рабства спустя десять или одиннадцать дней, дойти до земли Ханаанской, войти туда, завоевать. Но всё пошло не так. И опять мы не видим у Моисея разочарования. Хотя ему претензии предъявляли. Если бы я был на его месте, у меня было бы много боли и претензий к людям вокруг. Но у Моисея была ответственность перед Богом - продолжать идти вперёд. И он не знал, когда слава Божья поднимется и куда она поведёт.
Сегодня мы живём в той же самой зависимости, в том же самом состоянии прикованного внимания к Божьим направлениям, к Божьей славе, к Божьему дыханию: «Боже, куда ты нас ведёшь?» И это так хорошо учиться ходить в единстве с Ним! Мы как люди склонны пускать корни, укрепиться, быстренько освоиться в каком-то месте и сказать: «Вот это то, чем Бог меня благословил. Вот эта территория, вот этот способ служения, вот эти мои привычные методы служения». Но я верю, что Господь говорит Божьей общине: «Друзья, вы будете двигаться среди этой пустыни. Будьте внимательны к Моей славе, молитесь, прислушивайтесь, открывайтесь, не разочаровывайтесь». И эта недельная глава учит нас хранить своё сердце в Боге, несмотря на то, что происходит вокруг нас. И это очень сильная параллель к празднику Суккот, который мы празднуем в эти дни.
Пример Божьего раба Моше показывает нам, как нам сохранить себя среди всех этих бурных перемен. Моше знал, что такое люди вокруг, проблемы, сложности, управление. Он знал всё это на своей собственной шкуре, как принято говорить. Но его сердце источает благословение! И сегодня я хочу, ставя его в пример, предложить нам сказать Господу: «Господи, спасибо Тебе, что не эта жизнь, устройство и комфорт являются целью. Это не то, ради чего Ты нас призвал». Может, для кого-то это будет открытием, но Господь не призвал нас просто сделать нашу жизнь комфортной, красивой, устроенной. Благословение - это не просто иметь достаток, это только одна из граней, через которые преломляются благословения. Но если мы именно эту материальную сторону и сторону душевного комфорта сделаем фундаментом нашего восприятия благословения, горе нам, потому что Писание говорит, что в последние времена всё поколеблется.
Всё, что мы с тобой знаем, будет поколеблено. И если ты не хочешь, чтобы это пугало тебя, пора принять Суккот, пора принять эти уроки в своей жизни и всей душой сказать: «Господи, пусть поколеблется в моей жизни всё то, что не Ты построил! Я не хочу ходить в иллюзиях, Папа. Я не хочу ходить c мирским пониманием того, что такое успех».
И вот что ещё интересно. В предыдущей главе мы читаем о Моше:
«И умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему» (Второзаконие 32:50).
В этом есть великая надежда. Потому что, оказывается, за чертой того, что мы называем словом смерть, существует и ждёт народ Божий. И Аарон умер, он перешагнул эту черту и приложился, стал частью народа Божьего. И для Моисея это перспектива не смерти, но жизни и присоединения к Аврааму, Ицхаку, Якову, Ною, Адаму, ко всем остальным праведникам, которые ожидали его.
И для нас это должно быть очень чётко и ясно. Друзья, давайте будем хранить в фокусе своего зрения не расстройство, не страх и разочарование от того, что сейчас всё колеблется. Этот мир однажды перестанет существовать, и придёт иной мир. И наша задача не просто жить, не просто быть, не просто существовать, прозябать, не просто дожидаться, а жить, двигаться, действовать так, чтобы жизнь Иешуа через нас протекала и оживляла новые и новые сердца. Мы здесь, чтобы выполнить эту чудную божественную работу.
Моисей прошёл путь до конца, и он сохранил те ценности, тот взгляд на Бога, на Израиль, на божественное предназначение, которые нам сегодня нужно было бы иметь. Вы знаете, слова Моисея касательно еврейского народа вдохновлены свыше. Обратите внимание на конец 33 главы:
«Прибежище твоё — Бог древний, и ты под мышцами вечными; Он прогонит врагов от лица твоего и скажет: «истребляй!» Израиль живёт безопасно, один; око Иакова видит пред собою землю, обильную хлебом и вином, и небеса его каплют росу. Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их» (Второзаконие 33:27-29).
Это последние слова Моисея, провозглашающие взгляд Божий на Израиль, вопреки всем теологам. Посмотрите, какую надежду и любовь Дух Святой высвобождает через Моисея. И для меня как для руководителя очень важно понять, как Моисей прошёл все эти сложности. Он не расстроился, он сохранился, он никогда не льстил народу Израиля, был всегда честен с народом Израиля, но в конце он провозглашает благословения!
Говоря современным языком, Моисей не стал циником, видя ошибки людей Израиля снова, снова и снова. Скорее всего, я бы на месте Моисея стал циником. Но когда я читаю эту главу, для меня это вызов. О чём она мне говорит? О том, чтобы я хранил своё сердце. Я хочу тебе сказать, дорогой брат или дорогая сестра, храни своё сердце от цинизма. У Джонатана Сакса есть такое выражение: «Циники - это несостоявшиеся идеалисты». Люди, у которых были идеалы, высокие ценности, но по каким-то причинам они в них разочаровались, они с ними расстались. Что мы видим у Моисея? Никакого цинизма, никакого ощущения поражения, разочарования. И я хотел бы жить так. Это сильный пример для нас.
В книге Песнь Песней сказано:
«Он ввёл меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь» (Песня Песней 2:4).
Он вводит нас с Свой дом. Этот мир не Его дом. Он ведёт нас в Его славу. И пусть нас не будет пугать то, что однажды это всё закончится. Мы должны не только это знать, мы должны этим жить. Мы здесь для того, чтобы всеми силами в этом мире высвобождать Божий идеал, Божьи ценности, Царствие Бога нашего. А если верующий сам по себе вялый, если сам по себе боящийся, зацикленный на себе, что он принесёт людям? Какую надежду? Откуда ей взяться?
Возвращаясь к празднику Суккот, давайте помнить, что мы в этом мире ушпизин, мы в этом мире гости небес для того, чтобы нести свет, нести божественную любовь, пережитую нами, истину, которая нас возродила из смерти в жизнь, рассеяла тьму, дала спасение. Давайте жить этим, вдыхать аромат неба и передавать его во вне. Суккот - это о том, что Господь даёт нам людей, и нам нужно уметь принять их как дорогих гостей в Божьем доме, чтобы они стали потом частью этого дома и перестали быть в нём гостями.
Шимон Поздырка, раввин общины «Бней Брит Хадаша», Кишинёв
Источник: ShomerTV