Если вдуматься, то все положительные герои в книге Есфирь - Мордехай, Эстер и, в конечном счёте, весь еврейский народ - они все поначалу были отступниками, которые погрузились в язычество. Если у Эстер было ещё тайное еврейское имя (Хадасса), которое, согласно традиции, тоже связано с языческими ритуалами, то у Мордехая было только одно имя, которое значит «принадлежащий (вавилонскому богу) Мардуку». Те, кто сомневаются в правдивости книги Есфирь, должны понимать, что, если бы книга была сфабрикована, то главному герою дали бы яркое еврейское имя.
Вот такие были тогда евреи, которые остались в центральной Персии. Поэтому они оказались на грани катастрофы. Но Господь не оставил Свой отступнический народ и не заменил его каким-то другим народом! Вот она верность Божья! Точно, как написано в Послании к Римлянам: «Мы неверны, но Бог всегда верен и не может стать неверным, потому что Он не может отречься от Себя».
Господь нашёл одного отступника Мордехая, заронил в его сердце искру тшувы, которая постепенно разгорелась. И огонь Духа Святого этого отступника, который даже боялся огласки, что его племянница - еврейка, постепенно сделал другим человеком. Божье пламя превратило отступника (и в значительной мере язычника) Мордехая в бойца невидимого фронта - в духовного бойца, который один среди всей огромной толпы устоял и не поклонился Аману.
Мы знаем того Амана, который сейчас воюет против Украины. И для каждого в России есть выбор: кланяться ему ли нет. А Мордехай устоял даже тогда, когда все вокруг падали ниц перед Аманом и не было шанса выдержать это давление. Но нужно было, чтобы тот огонь, который Господь в него поместил и который вернул его к Господу, проявился, чтобы проявилось, что этот Мардукай - никакой не язычник, а настоящий иудей.
Сколько сейчас верующих, особенно в благополучной Америке, Европе, не сильно хотят, чтобы люди знали, что они верующие. Так же было и в той благополучной более ли менее Украине, которая была до войны. Но наступает такой момент, когда Бог подводит к черте, где или ты заявишь об этом публично, перестанешь смущаться и стыдиться того, что ты Божье дитя, и начнёшь смело противостоять любой лжи, страхам, искушениям этого мира, или этот мир тебя окончательно проглотит и переварит.
Одно из самых больших чудес, которые массово произошли в Америке, в маленьком городке Вилмор, во время пробуждения в Эсбери, - это то, что молодые люди, студенты не семинарии, а светских университетов, приехавшие из разных мест, сокрушались перед Богом и переставали бояться признавать перед друзьями и родственниками, что они верующие, и говорить: «Я Божий сын / Божья дочь, и я не пойду туда, куда вы идёте, потому что я стою в Господе Мессии. Он моя защита. Он дал мне Небесный Иерусалим. Я не разменяю мою небесную родину ни на какие подачки этого мира».
Это было настоящее возвращение к Богу даже тех, которые номинально числились верующими, которые, хоть и учились в христианской семинарии, но в своей душе и в своей жизни не жили Духом Святым и близостью с Богом. Многие из них даже не знали и не переживали эту близость с Господом. Когда Божье присутствие, Божий огонь, который сошёл на Мордехая, сходил на этих ребят, они просто преображались. У них происходил пуримный взрыв. И всё, что дьявол и мир годами делали в их жизни, чтобы их постепенно перепрофилировать под языческий мир, всё это разрывалось одним пуримным взрывом.
Люди выходили и рассказывали о том, как они стеснялись молиться громко. Я слышал такое свидетельство: «Я стеснялся молиться громко. Мне казалось, что это неприлично, что я не умею нормально молиться, что у меня не тот голос, что, когда я молюсь, я плохо выгляжу... Теперь пришла такая свобода! Молитва, которая раньше была для меня бременем, стала наслаждением, победной песнью. Теперь, когда я молюсь, я точно знаю, что Господь склоняется ко мне, слышит каждое моё слово и радостно отвечает. А не так, как раньше, когда я стеснялся молиться и громко петь Богу, стеснялся того, что люди увидят, что я принадлежу Ему, и подумают: "Ой, какой тупой фанатик". Сейчас, когда я сбросил с себя одеяло отступничества, я радуюсь близости с Богом, которую я не переживал никогда».
Это рассказывал парень, который много лет верующий, но он жил так, как будто его вера - это что-то маргинальное перед этим миром. Теперь он проснулся. Это и значит пробуждение! Теперь его дух воспрял, и та Божья искра, которая была заброшена с небес в Эсбери, разгорелась и превратилась в такой огонь Божьей славы, который никто не потушит.
Друзья, разница между нами и Мордехаем в том, что он как отступник был один среди других отступников, и некому было поддержать его. Потому что все верные Богу иудеи к тому времени совершили алию и были заняты Божьим служением на Божьей земле в Иерусалиме, восстановлением жертвенника и Храма. Те, кто остался в Персии, они остались ради себя, ради устройства, карьеры, социальных связей, ради того блага, которые они завели в империи. Они остались не по воле Божьей. Хотя кто-то, наверное, убеждал себя: «Моё служение теперь - зарабатывать миллионы. А когда я заработаю первый миллиард, я начну служить Богу».
Некому было поддержать Мордехая. Но вокруг нас - сотни братьев и сестёр и тысячи и миллионы Божьих детей по всему миру. Мы не одиноки, как Мордехай, но для каждого из нас есть своё поле духовной битвы и своё поле духовного труда, на которое Господь приготовил нас распространять огонь Его славы. Лишь бы мы этот огонь действительно приняли. Лишь бы мы не боялись слишком сильно гореть ради Господа. Лишь бы мы позволили этому огню сжечь всякий безбожный стыд, страхи и смущение из-за того, что кто-то может о нас подумать, что мы слишком верующие.
Друзья, я предлагаю вам помолиться такой молитвой: «Боже, не бывает слишком верующих. И мне нет смысла бояться, что я стану слишком верующим. Я отказываюсь от ложного страха проявлять Твою веру, Твою радость, смело молиться и поклоняться. Я отказываюсь от страха быть свидетелем Твоей, Отец, любви и жертвы Иешуа в моей жизни. Амен».
Когда Мордехай победил этот страх, уже никто с ним ничего сделать не мог. Хотя вначале внешние последствия его стойкости оказались опасными для всего народа. Но это был Божий план, и через это весь Божий народ был приведён к покаянию. Потому что все евреи, которые там жили, наконец поняли, что ни деньги, ни связи, ни знакомства, ни положение, ни имущество, ни практический ум, ни грамотность, ни таланты - ничто это не спасает, когда приходит реальный кризис.
Но есть Бог, который любит нас, несмотря на нас и всё то, что уводило нас от Него. Он ждёт, когда мы повернёмся к Нему, поднимем к Нему руки и глаза и, самое главное, откроем своё сердце для Его сердца, которое уже открыто для нас. И тогда Его любовь станет огнём, который не только попалит всякие компромиссы, грех, искушения, страхи, ложный стыд и прочее. Но этот огонь станет вокруг нас невидимой стеной, которая будет непроницаема ни для каких стрел дьявола, ни для каких уловок и наездов этого мира. Бог, к Которому мы повернулись и для Которого мы открыли сердце, никогда не подведёт, никогда не предаст, не заменит нас никем другим и не позволит врагу вырвать нас из Его объятий, потому что это объятья всемогущего Отца.
Кроме Мордехая, была его племянница Эсфирь, которая к тому времени стала царицей. Но для реального спасения было необходимо, чтобы этот огонь, который разгорался в сердце Мордехая и уже горел в сердцах многих евреев, сошёл на Эсфирь. Это произошло, и её отступничество от еврейства и от её Бога сгорело в этом огне. И тот самый, который раньше говорил ей: «Никому не признавайся, что ты еврейка», сказал ей:
«Дорогая, подумай, не для этого ли часа Бог поставил тебя на такое высокое место. Всё, чем Бог благословил тебя до этого времени, это для того, чтобы ты сейчас сделала выбор и повернулась к Богу отцов. Он Бог Авраама, Ицхака и Иакова, Бог всех людей, Который ищет Себе настоящих и верных поклонников из всякого народа по всему лицу земли. И каждому, кто доверяется Ему, Он даёт новую жизнь. Если ты повернёшься сейчас к Нему и доверишься Ему, Он даст тебе и силы, и смелость, и мудрость, и помазание и силу Святого Духа, которая сильнее всех сил этого мира. И самая слабая девушка может стать сильнее самой крутой армии в мире».
Разница между возвращением к Богу еврейского народа Персидской империи и возвращением к Богу Мордехая и Эстер была большая. Еврейский народ стал каяться и молиться от полной безвыходности, под угрозой неминуемой общей смерти. Мордехай же возвращался к Богу, когда ничто не заставляло его это делать. Уже вернувшись к Богу и позволив Божьему огню разгореться, он стал тем Божьим провокатором, с которого начались все основные события Пурима.
Эстер была в самом крутом положении - она была царицей. Она была вне подозрений, под совершенной защитой самого царя. У неё была кое-какая относительная власть, но, самое главное, у неё было всё, о чём может, казалось бы, мечтать зависимая женщина. Для неё реальное возвращение к Богу означало на 90% верную смерть (потому что ты не можешь в этом положении вернуться к Богу и не сделать того шага веры, о котором ей сказал дядя), а на 10% - это великая, совершенно новая эпоха. Она выбрала этот риск и пошла к царю. И тот огонь и то помазание, которые были в ней и на ней, совершили чудо, и Бог обратил к ней лицо персидского царя Ахашвероша, и всё закрутилось в сторону, противоположную плану враг.
Я думаю, что очень многие люди, которые побывали на пробуждении в Эсбери, стали своеобразными Мордехаями и Эсфирями, носителями огненной благодати, которую просто невозможно законсервировать. Потому что, когда в тебе горит огонь настоящего знания Бога, а не просто каких-то религиозных формул и теоретических представлений, не просто внешней ритуальной одежды, но когда изнутри тебя рвётся огонь, и ты не можешь его удержать, этот огонь делает тебя настоящим Божьим провокатором.
Друзья, я хочу сказать, что празднование Пурима в Украине в этих условиях войны, когда массы людей лишены дома, вынуждены бежать, потеряли средства к существованию, когда люди понимают, что всё то, что считалось нормальной, благополучной, более ли менее устойчивой, стабильной жизнью, - всё это на самом деле зыбко и может быть поколеблено в любой момент. И есть только одна незыблемая твердыня в мире - это наш Бог.
Борис Грисенко, раввин КЕМОСлово на Шабате КЕМО 11 марта 2023 года