Мы живём в потрясающее время, время восстановления. Как мессианские служители мы часто говорим о роли Израиля. И это понятно, потому что это наше видение, это стратегия, которую Бог дал нашим общинам. И мне даже иногда даже казалось, что мы слишком часто об этом говорим. Но кто, если не мы, будет об этом говорить, за это ратовать, об этом переживать?
И сегодня я бы хотел поговорить о книге Неемии. Сам по себе период Ездры и Неемии - это период восстановления. Он, как никакой другой, по моему мнению, похож на наше время, ведь мы своим служением восстанавливаем то, что было утрачено в отношении еврейской составляющей тела Мессии, в отношении Израиля. И проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нашем служении, подобны тем проблемам, с которыми сталкивались Ездра, Неемия и их современники.
К тому времени еврейский народ уже около 70 лет жил в Вавилоне. Территория Израиля была в опустошении, в разорении, стены Иерусалима были разрушены, храм был разрушен. Там оставалась небольшая группа евреев, и все они были, как говорил Неемия, были «в великом бедствии и в уничижении» (Неемия 1:3). Неемия и около 2000 с лишним человек пошли вместе с Ездрой восстанавливать Иерусалим, и из их истории мы можем извлечь несколько важных уроков для себя.
Неемия и пришедшие с ним люди начали восстановление именно с жертвенника из-за страха перед соседями, перед теми, кто был негативно настроен по отношению к ним. Они извлекли урок, который преподал Господь. Они понимали, что всё то, что произошло с нашим народом тогда, было связано с отступлением, с грехопадением. Этот период в жизни Израиля был новым началом. После полной тьмы, после такого забвения, когда храм был разрушен, когда всё было потеряно, вдруг начали раскрываться первые проблески Божьего света. И они захватили сердца людей, хотя это была совсем небольшая группа евреев, которая вернулась из Вавилона в Израиль, чтобы восстанавливать эту Божью жизнь. Итак, царь издаёт указ, возвращает то, что было вынесено из храма, и приказывает способствовать строительству. Они приходят, начинают строить, и им начинают мешать. И в конце концов, во времена Ездры это строительство было остановлено. Но, несмотря на то, что царь остановил это строительство, наступил определённый момент, о котором написано в книге Ездры:
«Но пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, говорили Иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их. В то время пришёл к ним Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай и товарищи их, и так сказали им: кто дал вам разрешение строить дом сей и доделывать стены сии? Тогда мы сказали им имена тех людей, которые строят это здание. Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими, и те не возбраняли им, доколе дело не отправили к Дарию, и доколе не пришло решение по этому делу» (Ездра 5:1-5).
Вспомните слова пророка Аггея:
«Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: "не пришло еще время, не время строить дом Господень". И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» (Аггей 1:2-4)
Это был как раз тот тяжелый период, когда нужно было прорваться и начать делать то, на что был наложен официальный запрет. Но когда они рискнули и начали это делать, тогда даже царь дал добро, прочитав в книгах о том, что, на самом деле, его дед разрешил строить храм. Я покаялся в еврейской общине 20 с лишним лет назад, и я помню то время, когда всё это начиналось. Это был очень непростой период времени. Тогда отношение других верующих к мессианскому служению очень сильно было похоже на отношение тех, которые говорили: «...Что делают эти жалкие Иудеи?.. Неужели они когда-либо кончат? Неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожжённые?» (Неемия 4:2) Но этот настрой Неемии и Ездры меня все время вдохновлял.
Любое призвание, любая Божья цель, которая будет у нас, столкнётся с противостоянием. Потому следующее, что начало происходить с Неемией и Ездрой, это то, что им начали всячески мешать те, которые жили рядом с ними. Они выбирали разные стратегии для того, чтобы остановить это строительство. И враг действует похожим образом и в нашей жизни и в нашем призвании.
«Когда услышал Санаваллат, что мы строим стену, он рассердился и много досадовал и издевался над Иудеями; и говорил при братьях своих и при Самарийских военных людях, и сказал: что делают эти жалкие Иудеи? неужели им это дозволят? неужели будут они приносить жертвы? неужели они когда-либо кончат? неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожжённые?» (Неемии 4:1-2)
Санаваллат - это тот, который постоянно пытался мешать Неемии и его соотечественникам, тем, кто вкладывал себя в то, что по-настоящему было важно. И что он делает? Он унижает их и говорит: «Эти жалкие Иудеи? Неужели им это дозволят?» Такая стратегия унижения и превозношения - это прямой удар по нашей вере. И если мы согласимся с тем, что мы жалкие, если мы поверим в эту стратегию врага, то это будет парализовывать нашу веру и наш настрой.
Но для Неемии его видение и цель были приоритетом номер один в его жизни. И, благодаря тому, что Божья цель была все время как маяк в его жизни, он смог сохранить веру, и, в конце концов, они смогли восстановить стены и восстановить служение.
Это хороший урок для нас сегодня. Очень важно сохранять видение, цель, то, ради чего мы на этой земле, то, во что мы вкладываем свою жизнь. Другими словами, то, что важно для Бога, должно быть важным для нас. И, соответственно, то, что неважно для Бога, должно быть неважным для нас. Поэтому неважно, что говорят люди и как они видят то, что мы делаем. Важно то, во что мы верим, и то, как Бог смотрит на нас.
Этот взгляд, который пытался навязать Санаваллат, сильно похож на тех десятерых соглядатаев, которые посмотрели на землю Израиля и сказали: «Нет, мы в глазах наших были перед ними как саранча» (см. Числа 13:34). Но Неемия и его соотечественники не позволили этому неверию парализовать их веру и то, к чему их призвал Бог. Народ был захвачен этим видением, они по-настоящему включились в Божью работу, и у них «доставало усердия работать» (Неемия 4:6), то есть, другими словами, у них была достаточная мотивация для работы.
«Когда услышал Санаваллат и Товия, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно. И сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его. И мы молились Богу нашему, и ставили против них стражу днем и ночью, для спасения от них» (Неемии 4:7-9).
Что же дальше делает Санаваллат? Он начинает пугать. Понятно, что Израиль знал, что на них могут пойти войной. И поэтому они ставили стражу и днём, и ночью.
Страх и запугивание - это ещё одна стратегия врага, когда он действует против нашего призвания, против нашего предназначения. Эти страхи могут быть перед обстоятельствами, перед людьми, даже перед падениями. Многие, начиная служить Богу, уже боятся упасть. Поэтому важно разбираться с любыми страхами. И нужно понимать, что враг всегда будет противостоять нашему призванию. Но если это призвание от Бога, если мы понимаем, кому мы служим и что мы делаем, то любое противодействие врага должно только усиливать нашу веру, усиливать нас. И нам важно не поддаваться на эту безбожную стратегию.
«Когда дошло до слуха Санаваллата и Товии и Гешема Аравитянина и прочих неприятелей наших, что я отстроил стену, и не оставалось в ней повреждений — впрочем, до того времени я ещё не ставил дверей в ворота, — тогда прислал Санаваллат и Гешем ко мне сказать: приди, и сойдёмся в одном из сёл на равнине Оно. Они замышляли сделать мне зло. Но я послал к ним послов сказать: я занят большим делом, не могу сойти; дело остановилось бы, если бы я оставил его и сошёл к вам. Четыре раза присылали они ко мне с таким же приглашением, и я отвечал им то же» (Неемии 6:1-4).
Ничего себе приглашение! Они говорят: «Давай сойдёмся и сразимся». Но Неемия отвечает: «Слушайте, я занят важным делом. Если бы я отвлекся на эти сражения, я бы поступил неправильно».
Это хороший урок для нас, что не в каждой битве нужно участвовать и не в каждое сражение нужно ввязываться. В некоторых случаях Божье дело важнее некоторых побед. Особенно если эти победы связаны с гордостью. Нам нужно понимать, какая война от Бога, в какую войну нужно ввязываться, а от какой нужно отказаться. Для Неемии его видение и строительство были намного важнее.
«Тогда прислал ко мне Санаваллат в пятый раз своего слугу, у которого в руке было открытое письмо. В нём было написано: слух носится у народов, и Гешем говорит, будто ты и Иудеи задумали отпасть, для чего и строишь стену и хочешь быть у них царём, по тем же слухам; и пророков поставил ты, чтоб они разглашали о тебе в Иерусалиме и говорили: "царь Иудейский!" И такие речи дойдут до царя. Итак, приходи, и посоветуемся вместе» (Неемии 6:5-7).
Жулики! Просто жулики натуральные. Они уже не знали, что делать, и начали взывать к его гордости, желая возбудить в Неемии человеческое желание стать царём и прославиться.
«Но я послал к нему сказать: ничего такого не было, о чём ты говоришь; ты выдумал это своим умом. Ибо все они стращали нас, думая: "опустятся руки их от дела сего, и оно не состоится"; но я тем более укрепил руки мои» (Неемии 6:8-9).
То есть, то, что они делали, это всё было направлено на то, чтобы у Неемии и его соратников опустились руки. Но Неемия говорит, что когда он это видел, ещё больше укреплял свои руки и ещё больше включался в то, что по-настоящему важно для Бога.
Враги использовали унижение, они надеялись на внутренние ссоры, они прибегали к хитрости, они пытались запугивать, они пытались пробудить человеческую гордость в Неемии. Но народ продолжал строить. И мы помним финал истории. Когда они закончили строить и собрались, чтобы читать Тору, прилагая толкование, Дух Святой захватил всех, кто участвовал в строительстве. И написано, что народ каялся, народ плакал, и это было настолько глубокое покаяние, что священникам пришлось останавливать их и побуждать их радоваться. И они нашли в Писании, что по уставу в седьмом месяце нужно жить в кущах, построили кущи, и, как написано, радость их была весьма великая (см. Неемия 8).
Если мы сейчас проходим тяжёлый период, время каких-то искушений, давлений, трудностей, то мы должны понимать, что, вкладывая свою жизнь в Божье строительство, мы имеем полное право ожидать в конце этого строительства действия Духа Божьего, которое захватит не только нас, но и другие народы. Поэтому, возвращаясь к теме еврейского мессианского служения, я хочу вдохновить всех нас, чтобы мы укрепили руки и понимали, что мы не зря вкладываем свою жизнь и не зря строим то, что должны строить, чтобы в конце концов увидеть это действие Божье в еврейском народе, действие, которое захватит другие народы. Поэтому пусть Бог нас всех сильно благословит не бояться, не разочаровываться, не поддаваться смущениям, не поддаваться страхам, не отвлекаться от Божьего призвания в надежде, что в своё время мы переживём сильнейшее действие Духа Святого.
Мы благословляем Тебя, дорогой наш Царь, за возможность строить и быть в том, что по-настоящему важно для Тебя. Мы благодарим Тебя, Боже, и благословляем Твоё святое имя. Пожалуйста, вдохнови всех нас служить Тебе с новой силой. И если мы находимся в периоде ожидания и ещё не видим этого восстановления там, где мы есть, Боже, дай нам сегодня услышать Слово от Тебя, понять, насколько это важно, и начать действовать. Господи, поднимай людей с видением и с пониманием того, что действительно важно строить сегодня. Во имя Мессии Иешуа, Амен!
Родион Самойлович, раввин еврейской мессианской общины, Кёльн
Источник: https://youtu.be/ZjRnf3cSb8g