Осенние праздники важны как для нас лично, так и для еврейского народа, и в общем для человечества, потому что это дни покаяния, дни, когда еврейский народ смиряется, сокрушается, молится, просит прощения. В это время мы как те, кто уже получили прощение, можем поддерживать в этом рвении других, можем молиться за них. Мы понимаем, что настоящее спасение невозможно без Мессии. Без жертвы, без Храма прощение в принципе было невозможным. Но в иудаизме всё указывало на Машиаха, который придёт, который стал Искупителем, стал жертвой, благодаря которой мы имеем прощение.
Для нас, верующих, важно понимать, что такое покаяние. Есть личное покаяние, но мы ожидаем того покаяния, о котором говорит Писание. Есть такое еврейское слово «геула» (גְּאֻלָּה), оно дословно переводится как «освобождение, спасение». Но также оно имеет смысл «избавление, искупление от рабства». Почему это важно? Потому что для нашего народа геула - это ожидание национального покаяния, о котором говорит Писание, покаяния, которое обещал Бог.
Когда Господь давал Свои законы, Он чётко отразил надежду на избавление в ряде Своих заповедей и постановлений. В более поздней традиции слово «геула» стало обозначать национальное покаяние народа, за которым будет следовать возвращение в Израиль. Это то, что обязательно будет, и то, чего Бог не обещал никакому другому народу. Это то покаяние, о котором сказано:
«И так весь Израиль спасётся, как написано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Римлянам 11:26).
Это национальное покаяние - это покаяние большей части нашего народа. А мы знаем, что приход Мессии непосредственно привязан к покаянию нашего народа, как Иешуа сказал в Евангелии от Матфея:
«Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Матфея 23:39)
В Израиле, когда еврей беднел, он по безысходности мог продать себя в рабство. И если он становился рабом еврея, то через шесть лет на седьмой он должен был быть отпущен (Исход 21; Левит 25). Если же он продавал себя в рабство нееврею, тогда на родственников ложилась ответственность выкупить своего брата-еврея из рабства (Левит 25). В нашем народе было то, чего не было в любом другом народе, - когда человек попадал в рабство, у него всегда была надежда. Это не был приговор на всю жизнь. То же самое касалось земли. Наш народ не мог продать землю просто так, это в основном происходило в минуты крайней нужды, но тем не менее при первой возможности человек был обязан выкупить эту землю (Левит 25). И каждые 50 лет земля должна была вернуться к своему хозяину. Это создавало среди нашего народа понимание того, что рабство не вечно, что в конце концов придёт избавление.
Поэтому, когда мы говорим о геуле, об освобождении, которое связано с покаянием, то не зря Писание не раз говорит, что «вы были рабами греха». А когда человек в нашем народе становился рабом, он знал, что это не вечно. В других народах, если кто-то становился рабом, его дети были рабами, и дети его детей были рабами, и создавались такие условия, что вырваться из рабства было очень сложно. В римской культуре, например, гладиаторы могли перестать быть рабами, кто-то мог отпустить раба, но никто точно не спешил это делать.
Поэтому в месяц Элул, в дни перед Йом Труа (День Трубного Звука) и в Дни Трепета перед Йом Киппуром (Днём Искупления), религиозная часть нашего народа и конечно мессианские евреи и неевреи погружаются в атмосферу покаяния. В это время в Израиле все религиозные люди читают слихот (молитвы покаяния), молятся, каются в надежде на Божье прощение. Для меня это как обетование того, что однажды, может быть, перед следующим Рош аШана (Йом Труа), в какой-то из годов это произойдёт - произойдёт возвращение нашего народа к Богу, признание Иешуа как Мессии. И мы имеем полное право жить и служить с ожиданием этого избавления.
Когда мы говорим о геуле, это на самом деле более глубокое понятие. В Писании мы много раз встречаем такое выражение как «родиться свыше». В притче о блудном сыне мы читаем, что, когда блудный сын вернулся домой, то отец сказал: «Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» (Луки 15:24). В еврейской традиции само понимание покаяния или геулы - это как возвращение к жизни, возвращение в Божью реальность, возвращение к жизни с Богом. И момент покаяния имеет большую силу.
Когда мы каялись, возвращались к Богу, наша жизнь менялась сверхъестественно, потому что Бог давал нам силу не делать греха. А у каждого были свои грехи, за которые мы шли в ад. Мы даже можем проверить своё покаяние, потому что, если мы искренне покаялись, и мы приняли силу не грешить, то мы не будем делать греха. Поэтому процесс покаяния, геулы подобен рождению, подобен воскрешению. Настоящее покаяние, настоящая геула, настоящее освобождение даёт нам силу, которая освобождает нас от рабства делать то, что раньше мы не могли не делать.
Приведу пример. Мы точно в своей жизни с кем-то когда-то ссорились. Кто-то обижал нас, или мы обижали кого-то. И Иешуа говорил, что если кто-то придёт пред жертвенник и там вспомнит, что брат имеет что-то против него, тогда нужно оставить дар свой и пойти примириться с братом (Матфея 5:23-24). Бог возлагает на нас эту ответственность помириться или попросить прощения друг у друга. Интересно, что написано: «брат твой имеет против тебя», даже не сказано «ты обидел брата». И эта ответственность возлагается на нас не только, когда мы виноваты, но в некоторых случаях даже тогда, когда мы не виноваты.
Почему Бог делает сильный упор на этом именно в эти дни - в Йом Труа и Дни Трепета? Потому что, если наши отношения с кем-то разорваны по причине наших грехов, по причине того, что мы кого-то обидели, то единственный путь восстановить эти отношения, - это прощение, когда мы прощаем кого-то, и когда прощают нас. Когда мы обижаемся на близких людей, мы чувствуем, как обида делает нас чужими, она отдаляет нас, разрывает близкие отношения. Потому, когда мы хотим восстановить эти близкие отношения, мы просто обязаны примириться, обязаны попросить прощения. И часто мы это делаем за счёт себя. Поэтому покаяние - это возвращение друг к другу. Поэтому Бог даёт нам эти 10 Дней Трепета. Если кто-то кого-то обидел, мы идём, каемся, миримся для того, чтобы предстать перед Богом.
Мы знаем притчу о человеке, который должен был много денег царю, и царь его простил, потому что он умолил царя. А когда он, выйдя от царя, встретил того, кто должен был ему довольно небольшую сумму денег, то посадил его в тюрьму, пока тот не отдаст то, что он от него требовал. В конце концов царь наказал его (Матфея 18:23-34). Для нас это пример того, что Бог действительно прощает нам много, но для того, чтобы Он простил нам, нам нужно покаяться. Многие задаются вопросом: есть ли грехи, которые Бог не может простить? Я могу с уверенностью сказать, что такие грехи есть. Это грехи, в которых мы не каемся. В принципе нет такого греха, который Бог не мог бы простить, но Он не может простить то, в чём мы не каемся.
В 3 книге Царств записана молитва Соломона, которую он произнёс после того, как закончил строительство Храма. И в ней есть такие слова:
«Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме, тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их» (3 Царств 8:33-34).
С одной стороны, мы не привязаны сегодня к Храму. Благодаря жертве Иешуа мы можем делать это в любом месте, где бы мы не находились. Но обещание о возвращении народа Израиля не только к Богу Израиля, но и в землю Израиля, не потеряло своей актуальности и силы. И в 30 главе книги Второзаконие, где идёт речь о покаянии Израиля в рассеянии и последующем за этим возвращении Израиля, сказано: «Когда придут на тебя все слова сии — благословение и проклятие...» А одно из проклятий за непослушание, за отступление от Бога - это было рассеяние народа из земли Израиля в другие города и земли.
Поэтому на определённом этапе в сознании нашего народа чётко отложилось понимание: «Мы в рассеянии, потому что мы согрешили». Поэтому каждый год говорили: «В следующем году в Иерусалиме». Да, мы привыкли жить в рассеянии, но эта национальная идея, мысль о возвращении была напрямую связана с покаянием. И когда Моисей говорит: «Когда вы будете рассеяны», это значит, что это всё равно произойдёт. И дальше:
«Когда придут на тебя все слова сии — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, и примешь их к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь, Бог твой, и обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей, — тогда Господь, Бог твой, возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь, Бог твой» (Второзаконие 30:1-3).
Эта мысль о покаянии и восстановлении, о том, что наш народ должен вернуться к Богу, чётко выражена в Писании. Это понимание важно для нашего служения. Нам нужно понимать, частью чего мы являемся, какой вклад мы вносим в это покаяние, в эту геулу для всего нашего народа.
Родион Самойлович, раввин еврейской мессианской общины, Кёльн
Источник: https://youtu.be/b6HU7i_ShQE