Сегодняшняя недельная глава Цав получила своё название от первых стихов: «И сказал Господь Моисею, говоря: заповедай [צַו/цав] Аарону и сынам его...» Наверное, точнее было бы даже перевести: «Прикажи Аарону...» Это небесный приказ. И всё, что мы читаем в этой недельной главе, это приказы, которые Всевышний дал Своему народу.
Скиния уже была создана и начала функционировать. И здесь мы читаем уже детали разных жертвоприношений. Все они так или иначе указывают нам на разные грани одной уникальной жертвы Иешуа. Мы можем углубляться и рассматривать с Духом Святым эти удивительные глубины пророческой картины, которая нам дана в книге Левит и которая указывает нам на Спасителя, и благодаря её разным деталям в Торе мы глубже понимаем, что же такое искупление, которое даёт нам наш Господь.
В этом недельном разделе мы читаем о священниках, о разных видах жертв, о помазании и приготовлении Аарона и его сыновей, о жертве повинности. Но я хотел бы обратить внимание на следующий стих:
«Огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает» (Левит 6:13).
Здесь идёт речь о жертве, которая называется «корбан тамид» или «непрестанное жертвоприношение», оно было утром и вечером. И традиция говорит о том, что это было постоянное общественное жертвоприношение. Да, его приносил священник, но жертвенные животные для него закупались на общественные деньги - на тот налог в полшекеля, который раз в год платил весь Израиль.
Даже в Шабат происходило жертвоприношение. Вспомните, как Иешуа учил учеников, что священники в Храме нарушают Шабат, однако невиновны. Они приносили раскладывали дрова, приносили жертвы, но это не вменялось священникам как грех, потому что они занимались работой наивысшего порядка - святой работой. Вообще «служение» на иврите - это святая «работа» (авода). И важно понимать, что служение как труд в Царстве Божьем - это не то, что касается лишь служителей, благовестников, учителей, пастырей, но то, что касается каждого человека в Божьем доме.
Вот ещё один интересный момент. Эта жертва приносилась на деньги израильского общества, и во Втором Храме была такая интересная традиция: жертва не принималась без соответствующей молитвы, без веры и без жертвователя. И поэтому не только священники были разбиты на определённые череды, но и общественность, жители Иудеи, как говорят, тоже были разбиты на определённые стражи. И в определённый день обычный человек из народа должен был прийти в Храм, стоять во дворе (потому что в сам Храм он не мог зайти) и при этой общественной жертве изливать свою молитву.
Как мы знаем, понятие жертвы имеет общий корень с понятием близости, родственных связей. Сама идея жертвы выражается в том, что, жертвуя чем-то, я вхожу в близость с тем, ради кого я этим жертвую. Посмотрите на окружающие нас естественные примеры: родители жертвуют силой, временем, своим здоровьем, чтобы поднять своих детей; супруги жертвуют чем-то друг для друга, и из-за этого их связь всё больше углубляется. Когда мы жертвуем чем-то для кого-то, это приносит нам открытость и близость в отношениях. Интересно, что жертва «корбан тамид» свидетельствовала для Израиля о его непрестанной причастности к Богу.
В наше время Храма нет, и мы не имеем нужды в этой ежедневной жертве. Но это очень хороший прообраз: когда мы собираемся, молимся, изучаем Тору, переживаем Божье присутствие - это наш «корбан тамид». Время, которое мы берём от своего сна и уделяем для молитв - это наша жертва, которая сближает нас с Ним. Жертва Иешуа дала нам честь и возможность приносить свои жертвы. И как новозаветнее царственное священство можем сегодня приносить этот корбан тамид благодаря тому, что Он пролил Свою кровь. Когда мы молимся, поклоняемся, думаем о Боге, где бы мы ни были, укрепляется наша близость с Ним.
Когда мы смотрим в Писание, на примеры священников, на пример жизни Иешуа и говорим о постоянстве, это сильнейшее благословение, которое нам передаётся Духом Святым. Некоторые люди говорят: «Мне сложно быть постоянным в молитве, в Слове». Наверное, это всем знакомо. Но когда мы понимаем, что Бог даёт нам постоянство, которое было заключено в жизни наших предков, учеников до нас, мы имеем удивительную силу передачи этого благословения. И благословение само по себе делает нас способными быть постоянными в жизни с Богом.
Благословение обладает силой, которая передаётся нам через истину Писания, через поколения Духом Святым, силой быть стойкими, постоянными и способными жить достойно того, как нам сказано в Слове Божьем.Это не просто сила наших человеческих потуг. Если ты веришь в силу благословения, то хочу сказать, что ты имеешь силу от Духа Божьего через Писание, которая делает тебя способным. Перестань смотреть на свои немощи. Начинай смотреть на радость и способность Господа, которая обитает в тебе.
Когда мы читаем в Торе о литургии, очень важно увидеть новозаветный взгляд на наше духовное наследие прошлого. Он помогает нам не впасть в крайности законничества. В нашей недельной главе рассказывается о посвящении Аарона и его сыновей на служение и о жертвоприношениях. Мы видим процесс установление священства и служения, которое продолжалось потом около тысячи лет. А что же со священством сегодня?
Сегодня есть немало замечательных братьев и сестёр, которые по-прежнему пробуют или пытаются жить буквально в соответствии с теми заповедями, которые были связаны с заветом Моше и с тем священством. И разорвать эти две категории нельзя. Давайте посмотрим, что написано в послании к Евреям:
«Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжён закон народа, — то какая бы ещё нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это ещё яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстаёт Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей» (Евреям 7:11-16).
Ключевая мысль этих стихов заключается в следующем. В Торе мы видим священство по чину и по родству Аарона из левитов. И вот что важно. Это священство было установлено в рамках того самого закона, той Торы, того учения, того откровения, которое Всевышний дал Израилю на этот период времени.
А в Иеремии 31 написано, что народ Израиля, наш народ, нарушил этот завет, и поэтому нужен был другой завет. И интересно, что левитское священство связано с тем законом. А «с переменою священства необходимо быть перемене и закона», как мы прочитали в Послании к Евреям.
Уменя есть такие друзья, которые хотят жить в рамках Торы Моше. Они говорят: «Иешуа стал нашим Первосвященником. И мы уже не приносим ритуальные жертвы. Но всё остальное мы должны исполнять». И у меня вопрос: Перемена священства произошла? Я вижу из Писания, что да, что уже легитимно не левитское священство, а священство по чину Малкицедека. Значит должна быть и перемена закона - Торы, учения. Это неразрывные вещи. И дальше сказано:
«Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности» (Евреям 7:17-18).
Мне интересно, как, читая Писание, верующие нового завета могут стремиться соблюдать заповеди Моше? Конечно, я не говорю обо всех заповедях: в законе Моше есть вечные, а есть временные постановления.
Читая дальше 7 главу Послания к Евреям, мы видим 1) изменение священства, 2) изменение завета и 3) изменение заповеди. И вот что ещё важно:
«Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евреям 7:23-25).
Обратите внимание на слова «священство непреходящее». Корбан тамид, постоянная жертва. И более постоянной жертвы, чем Мессия, мы не знаем. Более того, непрестанная жизнь и непрестанное священство.
«Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евреям 7:26-27).
Вот это и есть старый корбан тамид, который закончил свою актуальность. И это фундамент, на котором мы стоим, чтобы лучше понять наш корбан тамид - постоянную жертву Иешуа, постоянное приближение нас к Отцу (Евреям 7:19), к Его славе через Иешуа. Поэтому мы читаем Тору.
«Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» (Евреям 7:28).
Благодарение Богу за новое священство, за близость, которую раскрывает Господь для всех, кто приходит на основании этого нового священства к Нему! В синодальном переводе жертвы, которые приносились при посвящении священников, названы жертвами посвящения, но более точный перевод - «жертвы уполномочивания». Благодаря этим жертвам приходила полнота полномочий на священников, делая их легитимными священнодействователями. Также и жертва Иешуа вводит нас в наши полномочия. Жертва Иешуа не только раскрывает нам славу и красоту благословения близости с Богом, но она также наделяет нас полной силой, полномочиями в духовном мире, и мы обязаны в соответствии с этим полномочием действовать.
Шимон Поздырка, раввин мессианской общины «Бней Брит Хадаша», Кишинёв
Источник: ShomerTV