В начале сегодняшней недельной главы Господь даёт народу заповедь, от которой эта глава и получает название Шофтим, что значит «судьи»:
«Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, да\т тебе» (Второзаконие 16:18-20).
Судья - человек, занимающийся судопроизводством, а надзиратель - тот, кто производит в исполнение тот или иной приговор. Для полноты картины давайте вспомним книгу Судей. Иногда мы думаем, что судьи - это могучие духовные лидеры, как Иеффай или Гедеон. Но судьи - это определённая должность, судьи должны были быть во всех городах. Они должны были заниматься вопросами жизни города. Если же судья не знал, как решить то или иное дело, ему вместе с этими людьми нужно было идти в Иерусалим (Второзаконие 17:8-11).
Я хотел бы сосредоточиться на одном из величайших еврейских принципов, о котором говорится в этих стихах: «правды, правды ищи». У этого выражения, которое на иврите звучит как «цедек цедек тирдоф», есть много вариантов перевода, например: «правды, правды добивайся», «ищи, добивайся, к правде стремись», и все они подчёркивают определённое стремление, которым должно быть наполнено сердце человека. Под правдой (цедек) здесь имеется в виду не только противоположность лжи, но скорее «праведность» или «справедливость».
Конечно, это понятие «немного» отличается от понимания современного мира, в котором принято считать, что у каждого своя справедливость. Хотя это не верно. Не может быть личной истины. Это либо истина для всех, либо истина ни для кого, как говорил Клайв Льюис.
Контекст этого отрывка, в первую очередь, говорит о справедливом суде. И в этой главе упоминается несколько ветвей власти, которые были в Израиле. Во-первых, это судебная власть. Во-вторых, власть священников. Она имеет отношение и к суду, но, прежде всего, она касается духовных вопросов. И интересно, что непослушание священству наказывалось смертью (Второзаконие 18:12). Третья власть, упоминаемая в этой главе, - это светская власть, то есть царь (Второзаконие 18:14).
Кроме того, упоминаются пророки, и сказано: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, - Его слушайте» (Второзаконие 18:15). Но пророки не входили в официальную систему власти. Они могли быть, могли отсутствовать. Иногда было много пророков, иногда ни одного. Пророки были уполномочены Богом обличать не только народ во грехах, но и возвещать царям и священникам небесный взгляд на изъяны власти (вспомните пророка Натана, который обличал царя Давида за Вирсавию).
Царь должен был дважды переписать свиток Торы - один положить в Храм, а со вторым он должен был не расставаться и изучать его. К сожалению, не всегда так было. Но базовый принцип «искать и утверждать справедливость» должен был быть присущ всем линиям власти в Израиле. Более того, повторение слова «цедек» указывает на то, что обретение и утверждение справедливости является личной задачей для каждого человека, вне зависимости от того, является ли он частью формальной власти или нет.
Ещё один аспект этой фразы, на котором делают акцент еврейский мудрецы, заключается в том, что для достижения справедливости и правды нельзя использовать неправду. Иными словами, цель не оправдывает средства. Никакая возвышенная и благородная цель не может оправдать безбожные методы её достижения.
Но что же мы имеем в виду под понятием «справедливость»? Сегодняшняя западная мысль построена, с одной стороны, на основании иудео-христианских ценностей, которые даёт Библия, а с другой стороны, эти ценности преломляются греческой философией. Западное общество помещалось на идее социального равенства и социальной справедливости. Но под флагом социальной справедливости сегодня происходит невероятная дискриминация разных социальных групп. Гуманистическое секулярное общество утверждает главенство человека как бога, решающего, что правильно. В таком контексте библейское мировоззрение попадает под жёсткую критику.
И дело не в том, что библейская истина не верна в каких-то вопросах в отношении человеческой жизни. Скорее вопрос в том, что библейское откровение мешает человеку безнаказанно творить то, что он желает. В этом обществе понятие грех вычёркивается вообще, а слабости человека приравниваются к его характеру. С одной стороны, западное общество желает свободы, а с другой стороны, эта необузданная свобода создаёт проблемы самому обществу. Например, люди безудержно пропагандируют беспорядочные половые связи, а потом удивляются росту количества насилия в мире. И одна из групп, которые считаются наиболее дискриминируемыми в мире, - это именно библейские евангельские верующие.
Что же значит «справедливость» с библейской точки зрения? В Писании есть ряд определений этого понятия, но я хотел бы затронуть лишь одно из них. Важно понимать, что греческая мысль отталкивается от работ греческих философов, например, Платона. Он утверждал, что люди стремятся к построению гармоничного общества. А греческом представлении общество могло быть гармоничным, если каждый человек в нём занимал то место, которое определялось его способностями и пользой для этого общества. И каждый должен находить это место, соответствующее его дарам и талантам.
С одной стороны, дары и таланты, безусловно, влияют на наше место в обществе, но не окончательно. Если мы будем оценивать друг друга и строить сообщество (не только мирское, но и Божью общину), исходя из того, кто какую пользу может принести, у нас есть большая опасность оставить за бортом немало людей, которые, на первый взгляд, будут не столь эффективны, как другие.
Библейский же взгляд, библейская справедливость в большей степени строится на уважении и почтении к личности и признании права человека на жизнь, исходя не из того, какое он занимает место в обществе и чем может быть полезен, а из того, что он сотворён по образу и подобию Бога. Мы должны смотреть друг на друга не с позиции принесённой пользы, а, прежде всего, с позиции того, что каждый из нас Богу дорог и несёт в себе Его отпечаток. И одна из особенностей такого взгляда друг на друга заключается в том, что мы должны утверждать и поднимать друг в друге то лучшее, что Бог в нас заложил.
Вот к какой праведности и справедливости призывает нас Господь. Наше отношение друг ко другу должно быть проактивным. Нельзя жить в Божьей семье ограниченными категориями: «Я делаю от сих и до сих. У меня есть своя задача, и я ничего больше не хочу видеть. Я живу лишь ради исполнения моего призвания». Такой индивидуализм вытесняет правильное и справедливое отношение друг к другу, при котором мы помогаем извлекать сокровища из сердец друг друга. Это наша прямая задача, и в этом один из смыслов заповеди «Возлюби ближнего своего».
Шимон Поздырка, раввин мессианской общины «Бней Брит Хадаша», Кишинёв
Источник: ShomerTV