Отличие законов ветхого и нового заветов: Единство

В предыдущей статье «Особенности заветов Бога с людьми» мы говорили о том, что именно завет, в котором находятся верующие, определяет тот закон, по которому они призваны жить. И сегодня мы поговорим об отличиях законов нового завета от завета Синайского. Что же такого нового появилось в новом завете? Чем же он отличается?

Мы знаем, что в первом веке единственной Библией для всех верующих нового завета был Танах (Ветхий Завет). И был только один апостольский центр в Иерусалиме, в отличие от последующих времён. И этот апостольский центр был совершенно особым, потому что все, кто были в нём, были учениками Самого Иешуа, причём не только двенадцать апостолов, но и апостол Иаков, Его брат, которому Иешуа явился после воскресения, и многие другие ученики, лично знавшие Господа.

В 15 главе книги Деяния говорится о том, что на Первом Иерусалимском соборе все еврейские апостолы, пресвитеры, пророки, другие служители, которые там собрались, решали один главный вопрос: «Какому закону должны подчиняться уверовавшие из язычников?» Это очень интересно, потому что все апостолы, которые там собрались, и не только апостолы, были спасены по благодати, они стали апостолами по благодати, потому что не они избрали Господа, а Он избрал их. Они это отлично знали. Они были крещены в Духе Святом по благодати, они служили по благодати, и безусловно они верили в то, что и для всех остальных, евреев и неевреев, спасение по благодати.

Но встал вопрос, очень простой, с нашей современной точки зрения, и очень не простой, с точки зрения мессианских евреев середины первого века: «Хорошо, язычники спасены по благодати. Дух Божий наполнил их по благодати. Он действует через них по благодати. Они живут по благодати. Но как именно им жить? Какие направляющие должны быть в их жизни?» Это оказался корневой вопрос, на котором сошлись в споре разные серьёзные стороны.

И как раз понимание того, что происходило на Первом Иерусалимском соборе, почему это было таким сложным вопросом, и почему по сути это было чем-то революционным, помогает и нам понять, какому закону мы, верующие нового завета, должны подчинять свою жизнь, какого рода заповеди должны нас направлять, ограничивать, с какими заповедями мы должны сравнивать свою жизнь, по каким заповедям мы должны проверять наши, в частности, откровения практической жизни и так далее.

Иерусалимский собор: язычникам не нужно становиться иудеями

Все собравшиеся там мессианские евреи, были кошерными евреями, если использовать современный иудейский сленг. Они всю свою жизнь стремились исполнять свод ритуальных законов. Они всю свою жизнь стремились ограничивать себя во всём, что было позволено язычникам, отделяться от них и не оскверняться ничем языческим, насколько только это возможно.

И вот они увидели, что Господь спасает язычников без того, чтобы они стали иудеями. Это было первое революционное понимание, потому что до определённого времени все еврейские мессианские евангелисты, сами апостолы, за исключением одного случая в жизни апостола Петра (Шимона), проповедовали только евреям. Для них ещё как бы звучало: «На путь язычников не ходите, а идите только к погибшим овцам дома Израиля» (см. Матфея 10:5-6). И даже воскресший Мессия не отменил это. Он, конечно, сказал, что им надо будет распространять Благую Весть по всем народам. Но как? В их представлении это было таким образом, что язычники, становясь иудеями, принимают Благую Весть, входят в еврейское общество нового завета, спасаются и дальше распространяют эту иудейскую Благую Весть в своих народах. И таким образом народы присоединяются к Израилю не только чисто духовно, но и конкретно соответствующими физическими ограничениями.

Итак, первое откровение заключалось в том, что язычники спасаются, не становясь иудеями. Но это не значило, что они после этого не должны стать иудеями. И часть ортодоксальных глубоко фарисейских мессианских иудеев считала, что все язычники, ставшие верующими, должны теперь стать ещё и полноценными иудеями, в случае мужчин - обрезаться и соблюдать все постановления Торы.

Однако апостолы Шауль (Павел), Варнава, Пётр и, как оказалось, апостол Иаков уже понимали, что Бог пошёл дальше и Божий план невероятным образом расширился. Теперь в семью верующего Израиля включаются представители самых разных народов без того, чтобы им стать иудеями или в начале, или потом. И это для многих верующих был скандал.

Именно поэтому был собран этот собор, в котором принимали участие все духовные авторитеты тогдашней церкви. А тогда это были только еврейские апостолы, еврейские пророки, еврейские учителя, еврейские евангелисты. И вот эти евреи вместе с Духом Святым приняли постановление, что язычники свободны от ритуального Моисеева закона, от всей огромной ритуальной части Синайского завета. Это было совершенно революционное решение. И мы все наследники этого решения.

Откровение Павла: уверовавшие язычники - сограждане евреям

Но оставался серьёзнейший вопрос. Вот ортодоксальные мессианские иудеи, которые строго соблюдают все ритуальные постановления и опасаются ритуальной нечистоты (см. более подробно в статье «Культурные особенности жизни верующих первого века»). И в этой же общине находятся верующие египтяне, сирийцы, римляне, греки и прочие, которые этого ничего не соблюдают. Как быть? Потому что для того, чтобы первые сохранили свою ритуальную чистоту, им нужно отделяться от вторых. Но это уже не одна духовная семья.

И без дальнейших откровений, которые получал от Бога, прежде всего, апостол Шауль (Павел), но не только он, этот вопрос не был бы решён никак. И Церковь, Тело Мессии оставалось бы разделённым, даже при том, что от верующих язычников не требовалось соблюдать ритуальный закон.

Мы читаем потрясающие откровения апостола Павла, которые уже таким, можно сказать, совершенным образом решили этот важнейший вопрос. Давайте обратимся к Посланию к Ефесянам, где Павел обращается к верующим из язычников:

«Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Ефесянам 2:11-13).

В оригинале сказано, что отчуждены не «от общества Израильского», а «от гражданства Израильского». Здесь использовано слово πολιτεία/политея, от которого происходит «политика». То есть представители других народов были отчуждены от гражданства Израиля. И были еврейские верующие, еврейские святые, которые в полной мере утвердили это гражданство и раскрыли его через Иешуа. И по милости Своей Господь всех верующих из любого народа присоединил к этому Божьему Израилю, соединил с ним и дал в нём Своё духовное гражданство.

Откровение Павла: преграда между язычниками и евреями устранена

«Ибо Он [Иешуа] есть мир [шалом] наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Ефесянам 2:14).

А шалом - это не просто мир, это полнота, цельность вместо раздробленности, разделённости, гармоническое единство. Конечно,  апостол пишет на греческом, но подразумевает у эфесских верующих глубокое понимание еврейского основания, еврейского контекста, еврейского смысла. 

И когда говорится о преграде, это больше, чем только в Духе присоединить верующих из других народов к народу Израиля. Слово «преграда», употреблённое здесь, -  это не просто то, что разделяет. Это специальное слово, описывающее ту стену, дальше которой в Иерусалимском Храме не могли зайти неевреи. Они могли вести суперправедную жизнь, жертвовать всё на Храм, всячески помогать евреям, отделиться от всех идолов, соблюдать строгую нравственность, но оставаясь неевреями, они не могли пересечь эту черту, которая отделяла их от природных евреев.

Собственно говоря, эта преграда сначала оставалась и в ряде новозаветных общин, где были мессианские иудеи и мессианские верующие из других народов. Но Господь показал Павлу и другим апостолам, что отныне эта преграда разрушена, и в новозаветной семье все призваны быть вместе и относиться друг к другу с полной одинаковой любовью, независимо от происхождения. Это такая революция, такой прорыв, такое невероятное действие Божье!

«Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением...» (Ефесянам 2:15)

На самом деле это искажённый перевод. Подстрочный перевод говорит: «закон заповедей в указаниях упразднивший». Это очень важно! Здесь не говорится о том, что вражду между иудеями и неевреями Господь на Голгофе упразднил Своей распятой плотью, а закон заповедей, которые разделяли евреев и неевреев, - неким новым учением. Нет, здесь говорится о том, что одно и то же распятие уничтожило и вражду между евреями и неевреями, и закон тех заповедей, которые отделяли евреев от других народов. Не учением каким-то особенным, а тем же голгофским распятием была упразднена и вражда, и тот огромный свод различных ритуальных заповедей и постановлений, которые отделяли евреев от неевреев.

«...Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Ефесянам 2:15).

Апостол понимает, что все эти греки, сирийцы и представители других народов в Ефесе, они отлично знают, что он имеет в виду. Созидая шалом, цельность, полноту, полноту духовного Израиля, который, прежде всего, состоит из евреев, но также из тех, кто присоединились через Мессию Израиля. Цельность, неразделённость. Убраны, побеждены все разделения, сокрушены все преграды.

«И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Ефесянам 2:16).

И уже когда они соединены, ещё раз подтвердить, что у них также мир, шалом с Богом «посредством креста».

«И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Ефесянам 2:17-18).

Кто такие близкие в этом тексте? Это родные по плоти Иешуа евреи. Кто такие дальние? Язычники.

Не Павлом единым...

Важно понимать, что окончательное откровение Нового Завета устранило преграды, стоящие между еврейскими и нееврейскими верующими. В Послании к Галатам мы читаем о знаменитом антиохийском споре (см. более подробно в статье «Ритуальные заповеди или закон любви?»):

«Когда же Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Галатам 2:11-12).

То есть апостолу Шимону (Петру) это тоже было открыто и показано. Это важно понимать, чтобы мы не сводили всё к апостолу Павлу. Потому что некоторые, кто борется с Новым Заветом, и некоторые, кто пытается отделить Новый Завет от завета Танаха и пытается доказать, что апостол Павел придумал какую-то новую религию, они игнорируют то, что это же откровение так или иначе получили и другие апостолы. 

Но здесь совершенно ясно говорится, что до прихода некоторых от Иакова апостол Пётр вместе с апостолом Павлом, вместе с Варнавой никак не отделялись от язычников и ели вместе с ними, как и другие мессианские иудеи. А это для ортодоксальных мессианских иудеев было осквернением. А есть вместе это значит не просто сидеть за одним столом, но евреи слева, язычники справа, посередине перегородка, и у каждого своя еда. Это безумие. Но это значит есть вместе одну и ту же пищу, радоваться, благодарить Бога, молиться, делиться, общаться.

Но пришли из Иерусалима некоторые верующие фарисеи. Они были фарисеями, стали верующими, но ещё много фарисейского в них осталось. И они стали так действовать, что перепугали даже апостола Петра.

«Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Галатам 2:13-14).

Единое Тело Мессии

Итак, преграда сокрушена, всё едино, всё одно в Господе. Нет двух тел при одной главе. Хотя некоторые представляют себе, что верующие иудеи и верующие из других народов должны представлять как бы два отдельных тела. Значит ли это, что для верующих евреев не остаётся никаких специфических обетований? Ни в коем случае!

Но суть в том, что верующие из других народов тогда входили не в какую-то христианскую церковь определённой той или иной деноминации. Не было тогда ни баптистов, ни православных, ни пятидесятников. Абсолютно все были харизматами в том смысле, что не просто верили в харизмы, в дары Святого Духа, но все получали дар Святого Духа, и все действовали в различных дарах и проявлениях. Но никаких деноминаций не было, была одна новозаветная община, еврейская. Это был духовный Израиль. Не заменивший Израиль, а духовный остаток Израиля. Еврейская община, еврейский образ жизни, еврейские праздники, еврейские Писания, еврейский контекст. 

Даже по-гречески многое звучало очень еврейски. Кстати, есть специальное христианское нееврейское исследование посланий апостола Павла, которое показывает, что эти послания написаны настолько глубоко по-еврейски и подразумевают, что его читатели и слушатели из разных народов все укоренены в библейско-еврейской культуре, понимают намёки, слышат цитаты и не путаются. Вот насколько все верующие тогда представляли одно еврейское мессианское Тело.

Итак, мы выяснили первое отличие закона нового завета от закона завета Синайского. Это полнота единства всех верующих из всех народов. В следующей статье мы рассмотрим другие отличия.

Борис Грисенко, старший раввин КЕМО

Источник: https://youtu.be/HiUeqlculD4 

читайте также