В начале 1 века н.э. иерусалимский Храм был центром духовной жизни всего Израиля, всех евреев. Даже если они жили за тысячи километров и никогда не были в Иудее, все равно они знали, что богослужения, жертвы, молитвы в Храме приносят искупление всему Израилю, и им тоже, они приносят благословение на всех евреев, которые верят в это, которые являются частью еврейского народа, которые посылают туда пожертвования, которые снаряжают от лица своей общины (а если есть возможность, и семьи) неких полномочных представителей для паломничества. Паломничество могло занимать месяцы только в одну сторону, оно было очень опасным, не говоря уже о затратах. В то время Храм был центром всего, а синагога была просто очень скромным третьестепенным дополнением к Храму.
И вот, Храм уничтожен. Некоторые вожди народа на протяжении ещё десятков лет сохраняли пепел рыжей телицы, приносимой в жертву правильным образом, когда стоял Храм. Почему это было важно? Потому что только вода с пеплом рыжей телицы могла очищать от самого тяжкого ритуального осквернения - от осквернения мёртвым телом. Такая ритуальная нечистота делала недееспособными священников, левитов и вообще всех израильтян, не давая им возможности без этого очищения даже подниматься на Храмовую гору, и тем более заходить на территорию Храма. Они надеялись, что Бог не допустит, чтобы это продолжалось долго это, надеялись, что Храм будет восстановлен. И поэтому весь народ, кроме мессианских евреев, соединился вместе в восстании Бар-Кохбы. Это было последнее великое восстание. И трагедия его подавления в определенной мере была ещё страшнее, чем поражение в Первой Иудейской войне, кроме того, что Храм был уже разрушен до этого.
Условия оказались невероятные, страшные, потому то Храм играл огромную роль для всех, и для саддукеев, и для фарисеев. Только ессеи отделялись от храмового служения. И фарисеи были в огромной растерянности, они задумались о том, что делать и как вообще сохранить духовную власть над народом. Потому что они считали, что без подчинения им народ рассеется и потеряется. Потому, когда уже стало ясно, что в ближайшее время Храм не будет восстановлен, им нужно было придумать новое основание, новый иудаизм без Храма. И это была первая причина возникновения того, что мы сегодня знаем как раввинистический иудаизм.
Второй же причиной было то, что фарисеям нужно было противостоять так называемым «миним», под которыми ясно подразумевались евреи, верующие в Иешуа. На самом деле, этих евреев было очень много, и те, кого впоследствии назовут раввинами в современном смысле слова, были очень озабочены тем, чтобы отвратить евреев от Иешуа. Поэтому в Талмуде многие положения неявно направлены именно на эту вторичную задачу, которая, тем не менее, была очень важной.
Потому на протяжении многих веков, особенно когда христианство стало сначала основной религией Римской империи, а потом абсолютно господствующей, не говоря уже о Средневековье, духовные вожди еврейского народа сражались с христианством разными методами. В отличие от так называемых христианских государств, которые преследовали евреев, у них не было армии, не было полиции. Но у них были другие методы, и эти методы широко применялись в их писаниях.
Мы видим это в Талмуде, мы видим это в ряде мидрашей, мы видим это, хоть и в меньшей степени, у вавилонских гаонов, потом у софистов и в средневековых европейских школах, мы видим это в учениях каббалистов. Есть целый ряд раввинистических текстов, которые стараются, прежде всего, отвратить евреев от веры в Иешуа. И конечно же косвенно их целью становятся и христиане из других народов.
В связи с этим, следует отметить одну интересную вещь. Уже в новое время, начиная примерно с 18 века, появились раввины и апологеты раввинистического иудаизма, которые изобрели новый подход. Конечно, их было меньшинство (и сейчас они являются скорее исключением). Эти раввины стали утверждать, что христианство - это законная религия для языческих народов. Конечно, она абсолютно не подходит евреям, но для языческих народов - законная религия. И потому надо каким-то образом налаживать диалог с христианскими властями (а большинство евреев жили в так называемых христианских государствах) и с руководством христианской церкви, чтобы они помогали противостоять еврейским сектантам, которые не подчиняются раввинам. При этом провозглашалось, что «мы не касаемся христиан, нас интересуют только евреи, а Иисус - это их Спаситель, их Господь, и мы можем с этим смириться».
Борис Грисенко, старший раввин КЕМО
Источник: https://youtu.be/bmPHZjkBYVo