Когда я впервые приехал в концлагерь Треблинка под Варшавой, я был под очень сильным впечатлением. Это был лагерь смерти, просуществовавший менее года. Там была построена видимость перрона и зелёный забор. Когда туда приезжали эшелоны с евреями из разных стран Европы, их сразу же отправляли на дезинфекцию и потом сжигали в печах. За период существования лагеря в нём погибло, по разным подсчётам, от 800 тысяч до миллиона человек. Там же погиб Януш Корчак с детьми.
Находясь там, я размышлял, как это вообще всё происходило. В тех странах, где собирали этих евреев, были какие-то люди, которые выявляли их. Одно это уже влечёт за собой проклятие антисемитизма для этих стран. А в этом участвовала вся Европа. Затем какие-то люди их задерживали, какие-то привозили, и какие-то убивали. И самое печальное для меня то, что в этом лагере работали вольнонаёмные рабочие, в том числе украинцы.
После этого я много раз молился в Треблинке. Но мне особенно запомнилась одна молитва в 2016 году во время большого молитвенного тура по Польше. Когда наша команда, состоящая из представителей разных стран, приехала в Треблинку, там была большая группа еврейских подростков и молодёжи из Хайфы и Беэр-Шевы. Это были ученики ешив. Они совершали там поминальные молитвы. Некоторые из нас присоединились к ним и тоже молились.
Была пятница, и потому в какой-то момент вся израильская группа начала быстро собираться и идти к автобусу, потому что приближался Шабат. А я понимал, что нам обязательно нужно помолиться вместе с ними. Потому я догнал самого пожилого из них, который оказался из руководителем, объяснил ему, кто мы такие и что среди нас есть евреи, украинцы, поляки, белорусы и представители других народов, и что мы хотим совершить с ними молитву покаяния и примирения.
Он позвал своих ребят, и мы попросили ребе Томаша Вроша (тогда он ещё не был ребе), чтобы он помолился молитвой покаяния от лица польского народа. Но когда он стал перед ними, он не мог произнести ни слова - его просто трясло. Тогда мы помолились за Томаша, и он сказал два слова: «Простите нас». И как только он произнёс эти слова, как будто разорвалось небо! Эти молодые ребята начали плакать и обнимать нас. Мы как будто стали одной семьёй. Они начали давать нам свои номера телефонов и приглашать к себе в гости.
Это проклятие антисемитизма и сегодня имеет огромную силу, против которой нужно восставать. И у нас, верующих, есть власть для этого. Писание говорит, что очень многое может усиленная молитва праведника. Но молитва примирения и покаяния разбивает власть смерти и ада на той территории, где Бог нас насадил. Потому что кровь Иешуа действует через прощение. Я искренне верю, что если на земле, которая вопиёт о возмездии, собираются Божьи дети и совершают молитвы прощения и примирения, там Бог разрывает оковы ада и смерти.
Раввин Андрей Вдов, Порвоо, Финляндия
Источник: ShomerTV